Развитие датской энергетической политики

Современная энергетическая политика возникла в 1973 году, когда политический кризис на Ближнем Востоке привел к нефтяному голоду в Западной Европе и США. Перед этим Дания была крайне зависима от импортируемой нефти. В 1972 году 92 % датского энергообеспечения зависело от импортируемой нефти. Энергоэффективность оставалась на крайне низком уровне. Нефтяной кризис, в течение которого цены поднялись в 4 раза, а поставки были крайне нестабильны, привел к пониманию того, что датская энергетическая политика уязвима и должна поменяться.

Датская энергетическая политика, измененная в 1973, достигла не только уменьшения зависимости от импорта нефти. Один из ее элементов – замена нефти на уголь – привела к резкому росту выбросов в атмосферу. В 70-х это обусловило окисление озер и «смерть лесов» от повышенной эмиссии SO2 и NOx, а также увеличение выбросов углекислого газа (CO2), влияющего на изменение климата. После этого, политика была снова пересмотрена. Новая энергетическая доктрина концентрировалась как на вопросах экологии, так и на вопросах большего количества рабочих мест, торгового баланса, экспорта, включала в себя разработку новых технологий.

После конференции 1988 в Торонто амбициозный датский министр энергетики Йенс Билграв (Jens Bilgrav)заявил о новой стратегии Дании под названием «Энергия 2000». В соответствие с этой стратегией в период между 1988 и 2005 Дания обязалась снизить на 20 % выбросы углекислого газа в атмосферу. В рамках стратегии было предусмотрено около 80 нововведений, включая налог на выбросы углекислоты. В последующие годы правительство смогло воплотить большинство из этих нововведений. В 1996 году датский министр экологии и энергетики Свенд Аукен (Svend Auken) усовершенствовал стратегию новой целью – 50 % снижение выбросов углекислого газа между 1990 и 2030. Усовершенствованная стратегия получила название «Энергия 21».

Между 1987 и 1992 в Датском парламенте сложилась весьма специфическая ситуация. Консервативное правительство не спешило принимать необходимые для воплощения новой энергетической стратегии решения. Однако две центристские парламентские партии «Det Radikale Venstre» и «Kristeligt Folkeparti», поддерживающие правительство в общих вопросах, тем не менее проголосовали вместе с левыми за прогрессивные экологические нововведения.

Наиболее важными нововведениями в энергетическом секторе были:

  • Налог на выбросы CO2 в размере 0,1 датской кроны (ДК ) за КВт/час.
  • Поддержка децентрализованной системы единовременной выработки электроэнергии и тепла на газовых станциях с компенсацией налога на выбросы СO2 в размере 0,1 ДК за КВт/час.
  • Поддержка ветроэнергетики с компенсацией налога на выбросы СO2 и частичной компенсацией энергетического налога в размере 0,27 ДК за кВт*час.
  • Кампания по стимулированию энергоэффективности у конечного потребителя, финансируемая за счет сбора за электроэнергию (0,01 ДК за кВт*час) с начала 90-х.

Эти меры привели к быстрому росту числа ТЭЦ, использующих природный газ и поставляющих сравнительно чистую энергию. Нововведения также помогли развитию ветроэнергетики, для которой, помимо вышеуказанных налоговых условий, были обеспечены выгодная тарифная политика и благоприятные правила размещения ветровых установок и подключения их в сеть. Эти меры, а также внедрение принципов энергоэффективности, обусловили резкое сокращение выбросов CO2 в энергетическом секторе.

К другим статьям