Углубленный обзор политики и программ Дании в области энергоэффективности

Исходная информация

Дания является небольшим скандинавским королевством с населением, насчитывающим 5,3 млн. жителей, не считая Гренландию и Фарерские острова, и площадью в пределах сухопутных границ в 43 тыс. квадратных километров. Дания является членом Европейского Союза, имеет крепкую экономику, ориентированную на экспорт.

В ноябре 2001 года была избрана новая либерально-консервативная коалиция, возглавляемая либералами. Она пришла на смену левоцентристской коалиции, которая при различных комбинациях состава правила страной с 1993 года. Новая либерально- консервативная коалиция оказала значительное влияние на экономическую политику. В общем плане акцент делается на повышение конкурентоспособности и эффективности, что также относится и к программам энергоэффективности.

Дания является производителем нефти, природного газа и возобновляемых источников энергии. Добываемые в стране нефть и газ стали играть заметную роль в начале 1980-х годов,и теперь Дания полностью обеспечивает себя энергией.Поскольку страна зависит от импорта угля для обеспечения большой части внутреннего производства электроэнергии, энергетическая безопасность является важным вопросом энергетической политики, даже учитывая внушительный объем внутреннего производства энергии. Дания является участником Скандинавского рынка электроэнергии, который был организован в рамках Норд Пул. Отмечаются относительно большие колебания в динамике торгового баланса в отношении электроэнергии в зависимости от уровней цен в Норд Пул, которые определяются под влиянием производства энергии с преобладающим использованием гидростанций в системах Норвегии и Швеции. Дания традиционно применяет плановый подход к представлению таких энергетических услуг как теплоснабжение, энергоснабжение и газоснабжение. Для страны характерна наибольшая доля применения централизованного теплоснабжения и когенерации (ТЭЦ) в Европе.

На жилищный сектор и сферу услуг приходится более 46% общего конечного объема потребления. Затем следует транспорт - 32,4% и промышленность - 21,5%.Крупнейшим сектором конечного потребления является жилищный сектор. В 1970-х годах промышленность стояла на втором месте, но в 1990-х годах ее место занял сектор транспорта. Наибольший спад в энергопотреблении с 1970-х годов происходит в жилищном секторе, в то время как сектор транспорта до недавнего времени демонстрировал устойчивый рост. Доля источников энергии в ОППЭ в 2000 г. составляла: для угля - 20,7%; нефти - 44,9%; газа - 22,9%; возобновляемых источников энергии - 11,3%.

Общая энергоемкость (ОППЭ/ВВП) продолжает снижаться с середины 1990-х годов. Ее уровень - самый низкий в странах МЭА.

Дания находится среди мировых лидеров в вопросах содействия повышению энергоэффективности - как в отношении успеха, достигнутого в деле повышению энергоэффективности внутри страны, так и в развитии энергоэффективных технологий и систем, многие из которых экспортируются. Дания имеет солидную репутацию в вопросах энергоэффективности, выполнения обязательств в отношении целей по борьбе с изменением климата и достижения устойчивого развития, а также создания экологически безопасных энергосистем.

Разработка энергетической политики

Начиная с конца 70-х годов энергетическая политика неоднократно переориентировалась для отражения меняющихся задач и подходов. За энергетическую политику в стране отвечает Министерство экономики и предпринимательства и функционирующее при нем Датское энергетическое управление (ДЭУ). Министерство было создано в конце 2001 г., когда вопросы экономики и предпринимательства были объединены. В это же время вопросы политики в сфере окружающей среды были отделены от вопросов энергетической политики, которые были переданы в ведение министерства, занимающегося более общими экономическими вопросами. В реализации политики и программ, направленных на повышение энергоэффективности, играют важную роль ряд других министерств и ведомств, взаимно дополняя друг друга. Коммунальные сооружения, муниципалитеты, промышленные ассоциации и неправительственные организации также активно участвуют в вопросах повышения энергоэффективности.

Энергетическая политика в основном следует энергетической политике ЕС. Политика ЕС включает положение по либерализации рынков электроэнергии и газа, директиву по возобновляемым источникам энергии, а также ряд директив по энергетической эффективности. ЕС также играет центральную роль в определении стратегии по борьбе с изменением климата и в системе, предусматривающей совместное несение расходов в связи с выполнением обязательств по Киотскому протоколу.Правительство заложило в энергетическую политику программные основы, более ориентированные на рынок, и следует энергетической политике ЕС и прочим международным инициативам в области сотрудничества в секторе энергетики.

На сегодняшний день основными целями энергетической политики в Дании являются следующие: сектор энергетики должен способствовать экономическому росту и повышению благосостояния населения посредством низких цен и затрат на энергию и либерализацию рынков энергии; стабильность и надежность энергетического положения, включая надежность снабжения и уменьшение зависимости от нефти; и охрана окружающей среды - в большой мере за счет выполнения международных обязательств наиболее экономичным образом.

Централизованное теплоснабжение и когенерация вот уже более двух десятилетий являются важными элементами датской энергетической политики. В этих областях были достигнуты значительные успехи. Почти половина спроса на тепловую энергию в стране удовлетворяется предприятиями централизованного теплоснабжения, а ТЭЦ обеспечивают около 55% общего объема производства электроэнергии. Правительство в настоящее время ищет пути повышения конкурентоспособности и экономичности. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) также являются важным элементом датской энергетической политики вот уже более двадцати лет. Стимулирование использования ВИЭ и децентрализованных ТЭЦ осуществляется главным образом за счет тарифа за подключение, обязательства по закупке электроэнергии и конкретных договоренностей между правительством и заинтересованными сторонами. Не так давно, в июне 2002 года, правительство заключило договор с несколькими политическими партиями о будущих условиях использования ветровых турбин. В рамках данной договоренности предусмотрено постепенное упразднение обязательства потребителей по приобретению электроэнергии, вырабатываемой на ветровых турбинах, и их замещение финансовой помощью в размере сбора с выбросов CO2 при производстве электроэнергии. Общий объем такой поддержки плюс рыночная цена подлежат ограничению верхним пределом. Последние три морские ветровые станции,по всей вероятности, будут выставлены на тендер.

Дания является мировым лидером в области экспорта ветровых турбин. Страна также является крупным экспортером технологий в сфере централизованного теплоснабжения и комбинированного производства тепла и электроэнергии. В целом экспорт энергетических технологий составляет 5% от общего объема экспорта Дании. Доля ветровых турбин составляет 60% от общего объема.

Правительство при осуществлении реформ, направленных на либерализацию, стремится к достижению более конкурентоспособных цен на датские энергоносители в сравнении с другими странами.Относительно высокие цены на энергоносители в Дании были важным рычагом в вопросе повышения энергоэффективности, расширении использования ТЭЦ и ВИЭ, а также для достижения экологических целей, в частности, в отношении изменения климата. Однако все еще есть озабоченность в отношении возможных негативных эффектов для конкурентоспособности Дании.

Нерыночные тарифы на энергию контролируются Датским Органом по регулированию энергетики (DERA), независимым органом при Министерстве экономики и предпринимательства. Большое влияние на цены конечного потребления оказывается через систему налогообложения. В начале 90-х годов была проведена налоговая реформа с введением комплексного экологического налогообложения (Green Tax Package) торговых и промышленных предприятий в 1996 г. Комплексное экологическое налогообложение включало в себя три отдельных налога и сбора: сбор с выбросов CO2, энергетический налог и сбор с выбросов SO2.Сборы с выбросов CO2 могут быть различными, если компания имеет долгосрочное соглашение с правительством. Жилищный и коммерческий сектора платят энергетический налог и сбор с выбросов CO2,в то время как промышленность платит только сбор с выбросов CO2.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf