Углубленный обзор политики и программ Молдовы в области энергоэффективности

Исходная информация

Молдова находится в Юго-Восточной Европе и граничит с Украиной и Румынией. Площадь страны составляет 33,8 тыс. км2 , численность населения - 4,27 млн. человек. На долю городского населения приходится 47% от общей численности населения. В Кишиневе, столице страны, проживают около 750 тыс. человек. В Молдове умеренно-континентальный климат и благоприятное сочетание почвенно-климатических условий для ведения сельского хозяйства. Главные отрасли промышленности в стране основаны на сельскохозяйственном производстве или имеют к нему отношение.

С 27 августа 1991 года Республика Молдова является независимым государством. Переходный период характеризуется политической нестабильностью. Со времени провозглашения независимости сменились уже десять правительств. На последних парламентских и президентских выборах в 2001 году Коммунистическая партия Молдовы добилась большинства в парламенте.

В результате реформ, проведенных в стране за последние годы, удалось добиться положительных сдвигов по целому ряду направлений. Снижение ВВП прекратилось в 2000 году, объем промышленного производства слегка вырос, и наметилась отчетливая тенденция к экономической стабилизации. Интеграция в структуры ЕС является приоритетным направлением внешней политики Молдовы, что нашло отражение в усилиях по переносу нормативно-правовых актов ЕС в национальное законодательство.

Молдова обладает незначительными ресурсами твердого топлива, нефти и газа и низким гидроэнергетическим потенциалом. По этой причине страна в большой степени зависит от импорта энергии (преимущественно из России и Украины) – доля импорта достигает 98% в общем объеме потребления энергии. В то же самое время уровень энергоемкости в Молдове относительно высок. Эффективность преобразования энергии находится на низком уровне, что обусловлено, главным образом, устаревшими производственными технологиями, моральным и физическим износом оборудования и высокими потерями в системах.

За годы переходного периода произошли изменения в структуре топливного баланса. Потребление угля существенно снизилось, а газ стал основным видом топлива, на его долю приходится 74% от ОППЭ и 31% ОКП.

Около 75% городских жилых домов в Молдове обеспечивается теплом от систем централизованного теплоснабжения. С середины 1990-ых годов началось прогрессирующее разрушение сетей теплоснабжения по всей стране. В настоящее время коэффициент использования установленных тепловырабатывающих мощностей исключительно низок. Неплатежи имеют хронический характер. Качество услуг по теплоснабжению ухудшилось и многие потребители отказываются от поставок тепла.

В переходный период в секторах конечного потребления, за исключением сферы услуг, был существенно снижен уровень энергопотребления. Снижение уровня энергопотребления не является свидетельством повышения энерго- эффективности, оно было вызвано рядом других факторов, присущих переходному периоду, включая кризис в экономике, финансовые трудности и нестабильное энергоснабжение. Все сектора имеют большой потенциал в вопросах повышения энергоэффективности.

Энергетическая политика

В 1997 году Молдова приступила к осуществлению ряда решительных реформ в энергетическом секторе, главной целью которых была коммерциализация сектора энергоснабжения в сочетании с мерами социального характера, направленными на защиту наиболее уязвимых групп населения.

В 2000 году Молдова разработала и приняла «Энергетическую стратегию на период до 2010 года» в качестве основы для дальнейшего развития энергетической политики. Особое значение в Стратегии придается повышению энергоэффективности на этапах выработки, передачи, распределения и потребления энергии и использованию местных энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии.

Министерство энергетики было образовано в 2001 году. На него возложена ответственность и даны соответствующие полномочия в вопросах разработки и реализации энергетической политики в Молдове.

Были разработаны программы энергосбережения для энергетического сектора и «Национальная программа газификации». Расширение использования природного газа является приоритетом на последующие 20 лет. Запланирована прокладка новых газопроводов и строительство распределительных сетей.

«Закон об энергетике» от 1998 года ввел принцип установления тарифов на энергию, отражающих величину издержек. В сочетании с созданием независимого Национального агентства по регулированию энергетики (ANRE) в 1997 году и принятием законов об электроэнергии и газе в 1998 году, закон об энергетике стал важнейшей предпосылкой для установления надлежащих экономических принципов регулирования цен в энергетическом секторе.

В условиях серьезных экономических проблем в стране тарифная политика Национального агентства по регулированию энергетики находилась под влиянием политических и социальных факторов. В 2003 году ANRE наконец удалось добиться утверждения дифференцированных тарифов на электроэнергию и газ с учетом фактических затрат, потребляемого количества энергии и величины напряжения. Цена на электроэнергию выше 5 центов США за 1 кВт/час и сравнима с ценами в странах ОЭСР. Установление тарифов на теплоснабжение в 1999 году было передано муниципалитетам.

Рост цен на энергию в сочетании с низким уровнем доходов стал причиной плохой собираемости платежей. Были введены социальные тарифы на электроэнергию и газ для очень низких уровней потребления. Кроме того, существуют схемы прямых субсидий для малоимущего населения, инвалидов, ветеранов и т.д.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf