Углубленный обзор политики и программ Tуpции в области энергоэффективности

Краткое изложение

Население Турции, расположенной в юго-восточной Европе и юго-западной Азии, приблизительно 67 миллионов человек, а площадь – 780580 км2 .Доля сельского хозяйства в ВВП составляет 14%, в то время как в этом секторе занято 40% населения, доля промышленности – 22% ВВП, а услуг - 64%.

В последние 20 лет рост турецкой экономики в среднем составляет 5% в год, хотя в 2000 и 2001 годах страна пережила глубокий финансовый кризис, от которого она только начинает оправляться. Государство, традиционно играющее весьма существенную роль в экономике, постепенно проводит реформы, направленные на уменьшение его роли.

С 1973 года постоянный рост энергопотребления в Турции происходит в соответствии с темпами роста ВВП. Энергоемкость также остается неизменной, что необычно для стран ОЭСР, где в период с 1973 по 1990 год энергоемкость значительно сократилась. Энергоемкость выше, чем в среднем по ОЭСР, в расчете на ВВП по рыночным ценам, но сравнима с ней, если учитывать паритет покупательной способности.

Единственными имеющимися в значительных количествах местными энергоресурсами в Турции являются гидроэнергия и лигнит. Страна существенно зависит от импорта энергии из-за рубежа. В 2002году степень зависимости составляла 65%, и согласно прогнозам Министерства энергетики и природных ресурсов (МЭПР) ожидается, что к 2030 году эта цифра вырастет до 83%. Предполагается, что значительно возрастет и спрос на электроэнергию – со 133 ТВт.ч в 2002 году до 566 ТВт.ч в 2020 году (согласно данным МЭПР), при этом прирост будет достигнут за счёт производства электроэнергии с использованием природного газа.

Такие организации, как МЭА, выражают озабоченность относительно того, что официальные прогнозы роста спроса могут быть завышены. Правительство Турции пересматривает эти цифры, с тем чтобы адаптировать их к спаду производства, вызванному экономическим кризисом. В любом случае, очевидно, что в будущем спрос на энергию значительно возрастет. С другой стороны, потери при передаче высоки по сравнению со средним показателем 10% в ОЭСР.Особую заботу вызывает доля потерь в распределительных сетях. По данным МЭА и Всемирного банка, потери при передаче/распределении составляют от 18% до 21% (3,5%-4% при передаче и 16,5%-17% при распределении), так что имеется потенциал для энергосбережения.

Ожидаемый рост спроса требует огромных инвестиций. Только в электроэнергетическом секторе инвестиции оцениваются в сумму от 3 до 4 млн. долл. США в год (включая передачу и распределение). Турецкое Правительство не имеет возможности финансировать необходимые инвестиции через государственные фонды, и приоритетной задачей является поощрение частных инвестиций (национальных или иностранных).Правительство поощряло частные инвестиции с 1980-х годов, используя три различные модели: СЭП,СВЭ и ППЭ, с меньшим успехом, чем ожидалось.

Готовность к поощрению частных инвестиций и к гармонизации с законодательством ЕС привели к принятию правительством в 2001 году двух новых законов – Закона “О рынке электроэнергии” и Закона “О рынке газа” – и к учреждению нового независимого регулирующего органа - Управления по регулированию энергетического рынка. Цель новых законов - создать стабильные, транспарентные и конкурентные условия и положить конец перекрестным субсидиям, как этого требуют Директивы ЕС по электроэнергии и газу. Управление по регулированию энергетического рынка объявило об открытии рынков электроэнергии и газа 2 сентября 2002 года и 3 ноября 2002 года, соответственно.Нормативный акт по тарифам был обнародован 3 сентября 2002 года2 . В настоящее время все еще существует перекрестное субсидирование цен на электроэнергию для промышленности и домашних хозяйств. В соответствии с положениями Законов о рынках электроэнергии и газа перекрестные субсидии должны быть отменены. Это сложная социальная проблема, поскольку цены на электроэнергию высоки по отношению к уровню дохода населения.Процесс реформирования цен также включает повышение прозрачности.

Для поощрения энергоэффективности конечного потребления нет ни прямых налоговых стимулов, ни каких бы то ни было иных прямых финансовых стимулов. Имеются общие стимулы для инвестиций, которые могут быть применимы к инвестициям в энергоэффективность. Энергосервисные компании (ЭСКО) не действуют.По-видимому, основной проблемой является высокая инфляция в Турции.

На долю промышленного сектора приходится приблизительно 38% общего конечного потребления энергии (ОКП), и поэтому он находится в центре внимания политики в области энергоэффективности. Она ориентирована и на жилой сектор, на долю которого приходится приблизительно 34% ОКП.

Все промышленные предприятия, энергопотребление которых превышает 2000 т.н.э. в год, должны создать систему энергоменеджмента. Эти предприятия также должны проводить энергетический аудит для выявления потенциала экономии энергии. Национальный центр энергосбережения (НЦЭ) играет основную роль в обеспечении соответствующего обучения.

В июне 2000 года к новым зданиям и к зданиям, в которых осуществляется капитальная реконструкция, стали применяться обязательные стандарты. Эти здания также обязаны иметь энергетический сертификат, отражающий их энергопотребление. Проведенное исследование общественных зданий помогло выявить потенциал энергоэффективности, но до сих пор принимались лишь ограниченные меры.

Что касается электробытовых приборов, то в контексте гармонизации с Директивами ЕС по энергетической маркировке с сентября 2002 года действуют новые требования по энергетической маркировке холодильников и морозильных камер. Применение новых требований по маркировке к стиральным машинам, сушкам, комбинированным стиральным машинам с сушками, домашним лампам и посудомоечным машинам планируется начать с февраля 2003 года.

До июля 2002 года существовал благоприятный режим для когенерации и производства энергии для собственного потребления, заключавшийся в налагаемом на компании по распределению обязательстве покупать избыточную электроэнергию у этих установок по цене, соответствующей 80% цены, уплачиваемой за электроэнергию, получаемую от сети. Это привело к огромному росту когенерации (с 4 МВтэл в 1992 году до 3400 МВтэл в 2002 году, что составляет приблизительно 15% общего производства электроэнергии). Данный режим больше не применяется. С сентября 2002 года (дата открытия рынка электроэнергии на основе положений Закона о рынке электроэнергии) больше нет обязательства покупать электроэнергию у тех, кто производит ее для собственного потребления, и цена ниже, чем раньше.

Нет специальных стимулов для возобновляемых источников энергии (ВИЭ), кроме льгот по плате за лицензии. В будущем возможно внедрение схем поддержки. В этом отношении МЭПР и Управление по регулированию энергетического рынка (УРЭР) проводят оценку информации о схемах поддержки в странах ЕС. Турция обладает значительным и неиспользуемым потенциалом ВИЭ, в частности, геотермальной энергии, энергии ветра и малых ГЭС.

Министерство энергетики и природных ресурсов (МЭПР) является основным учреждением, ответственным за разработку энергетической политики и надзор за нею. Г енеральный директорат по надзору за электроэнергетическими ресурсами и их развитием (EIE) и, в частности, его Департамент по надзору за энергоресурсами, включающий Национальный центр энергосбережения (НЦЭ), является основной исполнительной группой в составе МЭПР, отвечающей за поощрение энергоэффективности и ВИЭ.

Другими министерствами, занимающимися энергетической политикой, являются Министерство по охране окружающей среды,Министерство восстановительных работ и переселения, а также Министерство промышленности и торговли.Имеется ряд других ведомств, таких как Турецкий институт стандартов и Совет по научно-техническим исследованиям Турции. Существует ряд промышленных ассоциаций, играющих важную роль в распространении информации, в том числе о потенциальном росте энергоэффективности, а также в поддержании диалога с правительством.

Осуществляется определенное двустороннее международное сотрудничество в области энергоэффективности, например, с Японией и Германией. Турция также получает средства от международных учреждений, таких как Всемирный банк. Предусматривается существенное увеличение помощи ЕС, до сих пор очень ограниченной, благодаря новому статусу Турции как официального кандидата в члены ЕС. Предусматривается, что она будет получать помощь, в частности, на институциональное развитие, консультационные услуги и закупку оборудования.

Энергоэффективность считается важным инструментом экологической политики, особенно в том, что касается сокращения выбросов.Однако нормы выбросов SO2 и NOx в Турции менее жесткие, чем в ЕС. В ближайшее время Турция ратифицирует РКИК ООН.

По мнению проводившей обзор команды экспертов, Турция делает успехи в разработке политики в области энергоэффективности и в выполнении ПЭЭСЭА, но ряд вопросов требует внимания. По-видимому, особое внимание необходимо в области интегрирования концепций энергоэффективности в политику либерализации рынка. Здания и транспорт - сектора конечного потребления, где необходимо более специфическое внимание. Команда экспертов дала 35 конкретных рекомендаций в таких областях, как ценообразование на энергоносители, институты, конкретная политика и инструменты, а также финансирование энергоэффективности.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf