Углубленный обзор политики и программ Чешской Республики в области энергоэффективности

Исходная информация

Чешская Республика - не имеющая выхода к морю страна Центральной Европы, расположенная между Австрией, Германией, Польшей и Словакией. Чешская Республика стала независимой страной 1 января 1993 года после отделения от бывшей Чехословацкой Федеративной Республики. Чешская Республика в настоящее время является одной из стран с переходной экономикой, присоединяющихся к Европейскому Союзу в мае 2004 года.

Чешская Республика в большой степени зависит от импорта углеводородов (нефти и газа), хотя она обладает большими запасами твердого топлива, особенно лигнита. На долю атомной энергетики приходится значительная доля производства электроэнергии, особенно после ввода в эксплуатацию в 2001 году Темелинской атомной электростанции. Страна обладает некоторым потенциалом в сфере возобновляемых источников энергии. Частично используются небольшие мощности гидроэнергетики, ресурсы ветра ограничены, однако имеется достаточно большой потенциал биомассы.

Экономика достаточно крепкая. Промышленный сектор является главной движущей силой экономики на основе иностранных инвестиций. Хотя чешская экономика все еще зависит от энергоемких отраслей, ее развитие идет в направлении повышения доли сферы услуг. В 2002 году на долю сферы услуг приходилось 58% ВВП, на долю промышленности - 36% и на сельское хозяйство - 5%. Основными отраслями промышленности являются металлургия, машиностроение и оборудование, автомобильная, стекольная и оборонная промышленность. Местоположение Чешской Республики в Центральной Европе имеет большое значение для транзита природного газа, нефти и электроэнергии. Кроме того, она важна для транзита грузов по автодорогам.

В отраслях энергоснабжения в последние годы осуществляется всесторонняя реструктуризация и приватизация, проводится разделение газовой и электроэнергетической отраслей, а также и был создан независимый орган по регулированию энергетики для содействия конкуренции и защиты интересов потребителей.

Уровень энергоемкости все еще высок по сравнению со странами ЕС, хотя в 90-е годы и в начале текущего десятилетия наблюдается тенденция к снижению. Промышленность является крупнейшим потребителем электроэнергии, на ее долю приходится 42%, затем идет транспорт - 23%, жилищный сектор - 20% и прочие отрасли - 15%.

Разработка энергетической политики

За подготовку Национальной энергетической политики отвечает Министерство промышленности и торговли. В разработке и реализации политики принимают участие и многие другие министерства и государственные органы. В вопросах формулирования и реализации политики, главным образом в сфере повышения энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, содействие Министерству промышленности и торговли оказывает Чешское энергетическое агентство.

Национальная энергетическая политика во многом определяется энергетической политикой ЕС и преследует те же общие цели:

 

  • обеспечение надежности энергоснабжения;
  • обеспечение конкурентоспособности экономики;
  • охрана окружающей среды при соблюдении принципов устойчивого развития.

 

В январе 2000 года Правительство утвердило текущую Национальную энергетическую политику. Политика определяет долгосрочную основу для развития энергетического сектора с целью разработки необходимой законодательной и экономической базы для стимулирования компаний, осуществляющих производство и распределение энергии, к осуществлению деятельности без причинения ущерба окружающей среде. Политика предусматривает реформирование цен и тарифов, а также содействие повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и комбинированной выработке тепло- и электроэнергии.

Министерство промышленности и торговли недавно подготовило проект новой энергетической политики. В настоящее время этот проект рассматривается с точки зрения воздействия на окружающую среду и в начале 2004 года он должен быть представлен в Правительство для утверждения.

В Национальной энергетической политике 2000 года было заявлено об окончательной отмене субсидий и перекрестных субсидий в 2002 году. Эта цель была достигнута. Реформа ценообразования сопровождалась реформой ряда налогов и сборов. Министерство окружающей среды в настоящее время готовит предложение по экологическим налогам, которое, вероятно, будет представлено в Правительство к концу апреля 2004 года.

Политика энергоэффективности включает долгосрочную цель по снижению энергоемкости и уровня потребления сырых материалов и приведению этих показателей в соответствие с показателями высокоразвитых стран. Уровень энергоемкости в Чешской Республике значительно выше, чем в странах ЕС, частично из-за относительно низкого уровня энергоэффективности, частично в силу того, что в экономике все еще преобладают энергоемкие отрасли.

Существует два основных законодательных акта, имеющих отношение к энергетической политике и политике в области энергоэффективности. Закон «Об энергетике» No. 458/2000 Сборника законов (СЗ) обеспечивает законодательные рамки для отрасли энергоснабжения, включая создание и функционирование Управления по регулированию энергетики. Закон «О регулировании потребления энергии» 406/2000 СЗ обеспечивает законодательные рамки для разработки Национальной энергетической политики, а также программы повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf