Могут ли синтетические виды топлива способствовать снижению зависимости Европы от нефти?

Нефтяной сектор переживает в настоящее время некоторые фундаментальные изменения: теперь национальные нефтяные компании контролируют большую часть добычи нефти, а международные нефтяные компании всё чаще играют второстепенную роль в принятии решений в отношении производства, инвестиций и рынков; цены достигли самых высоких значений и отличаются большей неустойчивостью, чем обычно. Возникающие в результате озабоченности в отношении надежности снабжения особенно существенны для транспортного сектора, в котором почти исключительно используется жидкое нефтяное топливо и который особенно зависим от резких изменений поставок и цен на продукты нефтепереработки. Быстро растущий спрос на энергоносители требует непрерывных крупных инвестиций во все сферы энергетического сектора, включая поставки жидкого топлива.

В результате таких изменений инвесторы и правительства сталкиваются с новыми видами рисков и вызовов. Для их рассмотрения в рамках Энергетической Хартии в 2004 году был начат диалог по снижению рисков, с упором на политические и регуляторные рискам для иностранных инвесторов, в соответствии с основой Договора к Энергетической Хартии – защитой инвестиций.

В 2007 году в рамках Энергетической Хартии была подготовлена публикация «Автомобили без бензина? Топливо для транспорта: сравнение биотоплив и синтетического жидкого топлива, переработанного из газа или угля». В настоящем документе более подробно рассматриваются некоторые аспекты рынка конверсии угля в жидкие углеводороды (CTL). На примере Польши представлена информация о технологиях, политике и регулировании в области CTL, а также отмечены некоторые основные факторы технологических, экономических и инвестиционных рисков, связанных с проектами CTL в Европе.

Настоящий документ подготовлен г-ном Михалом Козаком из школы управления «Герти» в Берлине во время его стажировки в Секретариате.

Делегация Польши поделилась своим опытом с участниками Группы Энергетической Хартии по инвестициям на её заседании в октябре 2007 года. Г-н Марек Счазко, директор института по переработке угля в Польше, выступил с сообщением, в котором он особо выделил обзор, проведённый министерством экономики Польши в 2006 году в отношении производства жидкого топлива из угля и связанных с этим препятствиями и возможностями. Было подчеркнуто, что в официальных правительственных программах для горнодобывающей и электроэнергетической промышленности в Польше CTL рассматривается как вариант развития.

К основным выводам настоящего документа относится тот факт, что завод CTL в Польше будет капиталоёмким, поскольку необходимый минимум для конверсии угля составляет примерно 6 млн. тонн в год. С другой стороны, современные технологии CTL дают сравнительно неплохой выход дизельного топлива. Соответственно, виды жидкого топлива на основе угля могут быть конкурентными по отношению к видам, полученным из сырой нефти, при нынешних рыночных ценах. Кроме того, когенерация электроэнергии и ко-производство метанола делают заводы CTL экономически эффективными без особых стимулирующих мер. Основные риски связаны с вопросами регулирования, например, заводы CTL в настоящее время относятся к категории химических заводов, а к энергетической и химической промышленности применяются разные меры регулирования CO .

Настоящий доклад публикуется под моим руководством как Генерального Секретаря Секретариата Энергетической Хартии.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf