Углублённый обзор инвестиционного климата и структуры рынка в энергетическом секторе (Беларусь)

Информация, содержащаяся в настоящей работе, получена из источников, которые считаются надежными. Тем не менее, ни Секретариат Энергетической Хартии, ни её авторы не гарантируют точность или полноту информации, содержащейся в ней; ни Секретариат Энергетической Хартии, ни её авторы не несут ответственность за какие бы то ни было потери или ущерб, вытекающие из использования этой информации или из любых ошибок или упущений в ней. Настоящая работа публикуется при том понимании, что Секретариат Энергетической Хартии и её авторы предоставляют информацию, но не стремятся оказывать правовые или иные профессиональные услуги.

Рекомендации в отношении углубленного обзора инвестиционного климата и структуры рынка Республики Беларусь (для принятия Конференцией по Хартии)

Конференция по Хартии,

Заслушав сообщение Группы по инвестициям в отношении Углубленного обзора по инвести- ционному климату и структуре рынка Республики Беларусь,

ОТМЕЧАЕТ,

1. что Республика Беларусь считает прямые иностранные инвестиции (ПИИ) важными для экономического развития и процветания страны и создала всеобъемлющий правовой режим для ПИИ, основанный в первую очередь на Инвестиционном кодексе Республи- ки Беларусь, а также на некоторых других правовых актах, которые, однако, содержат элементы в отношении определения ПИИ как «инвестиции», которые могут отличаться от определения в Договоре к Энергетической Хартии; и

2. что в Республике Беларусь теперь имеются инвестиционные соглашения как инстру- менты ПИИ, притом, что условия международных договоров имеют преимуществен- ную силу в случаях, когда они устанавливают правила, отличающиеся от правил зако- нодательства Беларуси,

3. и в частности:

  • приветствует шаги, предпринятые Республикой Беларусь в отношении установления процедуры учреждения, налогообложения, контроля за экспортом и импортом, валют- ного контроля и другого регулирования, которые практически одинаковы для компаний с иностранным участием и без него, но отмечает, что законы, как правило, дополняются указами, постановлениями, правилами и другими нормативными актами, которые опре- деляют процедуру и условия применения, часто становящиеся дополнительным бреме- нем для инвесторов, а также значительную неопределенность, которая связана с этой процедурой, и призывает Республику Беларусь продолжать свои усилия в направлении упрощения процедур и регулирования;
  • отмечает, что Беларусь сохранила черты плановой экономики; что правительство кон- тролирует ключевые факторы производства и решения экономических субъектов, и что налоговое бремя относительно велико, а доходы правительства распределяются для поддержки определенных компаний и занятости, а также социальных программ, и при- ветствует намерение постепенно сокращать прямое участие правительства в энергети- ческом секторе и расширять использование и масштаб рыночного подхода, тем самым повышая доверие инвесторов за счет перехода к правовой и регулирующей основе, бо- лее соответствующей конкурентной рыночной структуре в энергетическом секторе;
  • принимает к сведению с озабоченностью, что в энергетическом секторе по-прежнему нет независимого регулирующего органа, а вместо него регулирование прямо осущест- вляет правительство с использованием различных методов, включая контроль цен (в ча- стности, путем установления потолка цен или фиксированных цен) от тарифов на элек- троэнергию и тепло до продуктов нефтепереработки и газа, внесение предприятий в списки, ограничивающие приватизацию и конкуренцию, которые включают магист- ральные трубопроводы и системы теплоснабжения, сохранение требований о мини- мальной экспортной цене на ряд продуктов, а также продолжение субсидирования мно- гих энергетических продуктов, включая некоторые важные экспортные позиции, и вы- соко оценивает усилия Республики Беларусь по снижению степени этого прямого пра- вительственного регулирования;
  • приветствует партнерство между государственным и частным сектором в энергетиче- ском секторе, которое имеет значительный потенциал, в частности, направленный на рост производства возобновляемых источников энергии (этанол, МТБЭ);
  • высоко оценивает тот факт, что для устранения препятствий привлечению в страну ПИИ Правительством сформирован новый орган: в Беларуси действует Консультатив- ный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром Респуб- лики Беларусь;
  • принимает к сведению, что в отношении приватизации в энергетическом секторе закон предоставляет Государству исключительные права собственности на ряд субъектов и типов активов, а в некоторых случаях, и видов деятельности, и призывает власти Бела- руси продолжать оценку оправданности использования, степени и применения таких исключительных списков в отношении топливно-энергетического комплекса;
  • принимает к сведению важное значение Беларуси для соединения поставок с востока с потреблением на западе в энергетическом секторе, и в этом отношении признает роль этой страны как энергетического коридора и торгового партнера между странами, бога- тыми энергоресурсами, и рынками, ссылаясь на уже действующие и разрабатываемые в настоящее время проекты, отмечая значение большей прозрачности и недискриминации в таких проектах;
  • признает, что Республика Беларусь продолжает работать над решением сложной задачи достижения баланса между либерализацией, конкуренцией и надежностью снабжения в энергетическом секторе, а также стремится обеспечить приемлемый энергетический ба- ланс между спросом и предложением, в том числе за счет более активного регионально- го сотрудничества и совершенствования политики и мер в области энергоэффективно- сти; и предлагает Республике Беларусь более активно рассматривать вопрос о преиму- ществах либерализованных и конкурентных энергетических рынков на национальном, региональном и международном уровне как стимулов новых инвестиций, стараясь в то же время не подорвать энергетическую безопасность, а также плюсы, которые в этом отношении может дать полное членство в ДЭХ;
  • отмечает, что в энергетической политике следует более активно рассматривать меры со стороны спроса в отношении энергосбережения и энергоэффективности, и приветствует недавние законодательные усилия в этом контексте;
  • приветствует присоединение Республики Беларусь к Киотскому протоколу и включение в фундаментальные цели долгосрочной энергетической политики страны таких важных приоритетов, как стабильность снабжения национальной экономики и населения газом, электроэнергией и нефтепродуктами на основе цен и тарифов, которые обеспечивают конкурентоспособность продуктов экономики как внутри страны, так и на иностранных рынках, и рост эффективности использование энергоресурсов как способ снижения за- трат, связанных с энергоресурсами.

 

Основные выводы Секретариата

Инвестиционный климат

Беларусь считает прямые иностранные инвестиции (ПИИ) важными для экономического раз- вития и процветания страны. В той связи Беларусь создала всеобъемлющий правовой режим для ПИИ, основные положения которого определяются Инвестиционным Кодексом Республи- ки Беларусь, а также некоторыми другими правовыми актами. Основные положения по вопро- су ПИИ следующие:

  • Инвесторами могут быть правительства иностранных государств, международные ор- ганизации, юридические лица, другие должным образом созданные организации, физи- ческие лица (граждане иностранных государств и граждане Беларуси и лица без граж- данства, постоянно проживающие заграницей);
  • Объектами инвестиционной деятельности могут быть: недвижимое имущество, ценные бумаги и интеллектуальная собственность, однако инвестиции в некоторые объекты мо- гут осуществляться только правительством или только юридическими лицами и гражда- нами Беларуси. Например, только граждане, постоянно проживающие в Беларуси, имеют право иметь землю в частной собственности, в то время как иностранцы могут иметь в частной собственности только квартиры и дома (на арендованной земле), а юридические лица (включая, имеющих долю иностранных инвестиций) не могут иметь землю в част- ной собственности. Они могут получить землю в частную собственность только через приватизацию государственного имущества или реализацию инвестиционных проектов. Все сельскохозяйственные земли являются собственностью государства.
  • Инвестиционная деятельность может осуществляться через создание юридического ли- ца, либо приобретение акций, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интел- лектуальной собственности, концессий, оборудования и других основных средств;
  • Государство обеспечивает защиту прав инвестора на основе принципа недискримина- ции, стабильность прав инвестора (включая период после завершения инвестиций) и невмешательство в вопросы владения, использования и распоряжения инвестициями. Репатриация гарантируется после уплаты всех установленных налогов. Национализа- ция или реквизиция возможны, но при условии выплаты компенсации по рыночной стоимости. Ущерб, нанесенный инвестору действием или бездействием правительст- венных официальных лиц, подлежит выплате компенсации.
  • Государство предоставляет поддержку инвестиционной деятельности через гарантии или центральные инвестиционные фонды;
  • Между любым местным или иностранным инвестором и правительством может быть подписано инвестиционное соглашение об оказании государственной под- держки инвестиционным проектам, являющимся важными для экономики Респуб- лики Беларусь;
  • В случаях, когда международными договорами определяются правила, отличные от тех, которые определены законодательством Беларуси, приоритет отдается условиям таких договоров.

 

Процедуры создания компаний, налогообложение, контроль экспорта и импорта, валютный контроль и прочие положения в основном одинаковы для компаний с иностранным участием или без него. Стимулы, предоставляемые иностранным инвесторам, в основном были отмене- ны. В настоящее время только организации с долей иностранного участия свыше 30% по со- стоянию на 1 января 2005 г. по-прежнему имеют некоторые налоговые льготы на ограничен- ный период и некоторые другие небольшие льготы.

При созданной правовой базе законы, как правило, дополняются декретами, распоряжениями, правилами и прочими нормативными актами, которые определяют порядок и условия подачи

заявки. Это часто приводит к дополнительному бремени для инвестора в форме требований представления сертификатов и прочей подтверждающей документации, выдаваемой различ- ными государственными органами. Помимо обилия бумаг, которое порождает такое требова- ние, недостатком является значительная степень неопределенности, свойственная таким про- цедурам, поскольку в декреты и прочие акты часто вносятся поправки, эти декреты и прочие акты часто отменяются и сменяются другими актами.

В Беларуси по-прежнему сохраняются многие черты плановой экономики. Правительство кон- тролирует ключевые факторы производства и решения хозяйствующих субъектов. Налоговое бремя относительно высоко. Государственные доходы распределяются на цели поддержки оп- ределенных компаний и поддержание уровня занятости, а также на социальные программы. Сельское хозяйство по-прежнему является в основном сферой компетенции государства. Госу- дарство осуществляет прямое регулирование многие секторов экономики, включая энергетику, с применением следующих методов:

  • ценовое регулирование (в частности через установление максимальных значений цен или фиксированных цен) – это включает тарифы на электроэнергию и тепло, продукты нефтепереработк, газ;
  • внесение предприятий в перечень не подлежащих приватизации и (фактически) конку- ренции – это включает магистральные трубопроводы, системы теплоснабжения и др. (см. ниже);
  • установление требований минимальных экспортных цен для определенных товаров.

 

Однако может быть полезным рассмотреть инвестиционный потенциал Беларуси в более ши- роком контексте. Одним из факторов, которые могут оказывать существенное влияние на от- ношение инвесторов к Беларуси, является близость к странам с высокими показателями, таким как страны ЕС и многие из бывших советских республик. Например, по данным недавних ис- следований, проведенных независимыми источниками, Беларусь все еще находится на позиции ниже средней по региону в отношении степени экономической свободы, но, тем не менее, по показателям фискальной свободы Беларусь находится на высоком месте. Прочие показатели экономической свободы в Беларуси соответствуют средним мировым показателям, таким как свобода от государственного вмешательства, свобода торговли и валютной свободы. Верхние значения ставок подоходного налога и налога на доходы корпораций – 30%. Эти значения вы- соки, но все же являются умеренными по мировым показателям. Хотя правительство включает дополнительные платежи, такие как НДС, налоговые поступления относительно невысоки. Для Беларуси характерно низкое значение средней величины тарифа, но барьеры нетарифного ха- рактера снижают общую степень свободы торговли. Это означает, что хотя существует много барьеров на пути создания лучшего инвестиционного климата, Беларусь является не «миро- вым» отстающим, а скорее «региональным», и что есть очевидная потребность повышении до- верия инвесторов в таких областях, как свобода инвестиций, имущественные права и свобода от коррупции, где показатели страны намного ниже среднемировых.

Для снижения барьеров на пути привлечения ПИИ в страну правительство создало новую организацию: Консультативный совет по иностранным инвестициям, главой которого явля- ется Премьер-министр Беларуси. Консультативный совет помогает в выработке и реализации комплексных мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций и улучшение ус- ловий ведения бизнеса в республике, а также содействует в нахождении быстрого решения проблем, испытываемых иностранными инвесторами в процессе их деятельности в Беларуси. Постоянный комитет Консультативного совета и рабочие группы основное внимание уделя- ют таким вопросам, как совершенствование законодательства по инвестициям, развитие сво- бодных экономических зон, совершенствование налоговой и таможенной систем Беларуси и улучшение инвестиционного имиджа страны. В состав Консультативного совета входят министры и главы крупных иностранных и международных организаций, осуществляющих свою деятельность в Республике.

Однако все инвесторы независимо от национальности по-прежнему испытывают ряд проблем: чрезмерные бюрократические процедуры, слабость судебной системы, относительно высокие и непоследовательно собираемые налоги, слабое корпоративное управление, иногда непредска- зуемые решения, принимаемые на муниципальном уровне, и частые иногда неясные изменения в нормативно-правовой базе. Традиционно инвестициям также мешает высокий уровень ин- фляции, политическая и макроэкономическая неопределенность.

Основной формой для ПИИ в Беларуси являются совместные предприятия. На 1 января 2006 г. было зарегистрировано 3545 предприятий с участием иностранного капитала (1903 совместных предприятий и 1642 иностранных предприятий) с заявленным уставным капи- талом в размере 1110,8 млн. долл., из которых 745,1 млн. долл. принадлежат иностранным инвесторам. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2005 г. предприятия с участием иностранного капитала экспортировали товаров на сумму 3 334,1 млн. долл. (1707,1 млн. долл. – СП и 1626,9 млн. долл. – иностранные предприятия) – на 29% выше по сравнению с 2004 г.

В последнее время в Беларуси отмечается высокий темп роста ВВП. Очень низкий уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ) частично компенсирован централизованными государственными инвестициями в сочетании с эффективной реконструкцией, модернизацией и использованием физически хорошо сохранившихся производственных мощностей советского периода. В силу особенностей экономического потенциала Беларуси, оставшегося со времен Советского Союза и характеризующегося чрезмерной концентрацией высоко технологичных военных и других относительно новых предприятий обрабатывающей промышленности, экономическое оживление в Беларуси происходит с относительно более высоким уровнем использования рабочей силы, чем во многих других странах бывшего Советского Союза, где экономический рост и увеличение объема экспорта по-прежнему характерны для добывающих отраслей с ограниченными возможностями для роста занятости. Возобновление экономического роста способствовало снижению уровня бедности. В 2005 г. индекс численности бедных снизился до 12,7% (менее одной трети от уровня 1999 г.), в то время как уровень неравенства повысился незначительно.

Общей тенденцией является крайне малый объем оттока ПИИ по сравнению с притоком ПИИ. При сравнении со странами с аналогичным уровнем экономического развития в странах СНГ эта тенденция даже более очевидна.

В экономической программе правительства определены напряженные цели в сфере макроэко- номики, хотя вновь подтверждается необходимость осторожного подхода к реформированию ценообразования и имущественных прав. Важно, чтобы ответственное экономическое управ- ление вышло на первый план. Беларуси необходима программа экономической либерализации и структурных и институциональных реформ.

В отношении приватизации в секторе энергетики Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» от 5 мая 1998 г. (с поправками) наделяет государство исключительными правами собственности в отношении объектов и видов имуще- ства и в некоторых случаях видов деятельности, использование или реализация которых может нарушить суверенитет, национальные интересы, территориальную целостность и безопасность государства, а также права и свободы граждан. Перечень таких предприятий в общих чертах включает: природные ресурсы, военное и другое имущество, радиоактивные вещества и взрывчатые вещества, объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, метрополитен и городской электрический транспорт и проч. В отношении топливно-энергетического комплекса такие государственные предприятия включают:

  • предприятия электроснабжения: системообразующие и межгосударственные электрические сети и подстанции напряжением 220 кВ и выше; электрические сети и подстанции напряжением 0,4-110 кВ для одновременного электроснабжения различных групп потребителей;
  • предприятия теплоснабжения: магистральные тепловые сети; распределительные тепловые сети; центральные тепловые пункты для одновременного теплоснабжеиня различных групп потребителей;
  • газоснабжения: газораспределительные пункты, подземные емкости и хранилища сжи- женного газа;
  • магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы.

 

Эти положения по существу не означают запрет на развитие частных предприятий в этой сфере, поскольку в основном они применяются только к объектам, находящимися в собст- венности государства на дату вступления в силу этого Закона, и объектам, принятым в экс- плуатацию и оплаченным из средств государственного бюджета. Несколько парадоксаль- ным, однако, является то, что правительство уже передало или согласилось на передачу в мажоритарную собственность иностранных субъектов (включая в некоторых случаях ино- странные компании, контролируемые государством) систему нефтепродуктопроводов, ОАО «Белтрансгаз», которое осуществляет эксплуатацию всей газовой системы (за исклю- чением некоторых магистральных транзитных трубопроводов), магистральных транзитных газопроводов, а также крупные пакеты акций в одном из нефтеперерабатывающих заводов и другие ключевые активы сектора энергетики.

Рост экономики Беларуси в последние годы был постоянным и с высокими темпами во многих сферах. Это было обусловлено в основном благоприятными внешними факторами, ростом спроса на традиционных рынках в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) и внутренним потреблением, которому способствовал рост среднего уровня заработ- ной платы вследствие мер административного характера, а также в результате жестких мер по повышению производительности труда и высоких целей в области энергоэффективно- сти. Торговля с Россией играла жизненно важную роль в поддержке экономического роста в Беларуси посредством вмененной передачи энергоресурсов по сниженным ценам и при- вилегированного доступа на российский рынок. Однако в том, что касается структуры собственности, следует отметить, что частные компании обеспечивают только 25% от объ- ема ВВП, а государство по-прежнему жестко контролирует их деятельность через сочета- ние законодательных и нормативно-правовых мер, ценового регулирования и президент- ских декретов.

Позитивный общий прогноз на 2007 г. также заслуживает внимания. За первый квартал 2007 г. ВВП в реальном выражении вырос на 8,4% в основном в результате инвестиций в основные средства и роста промышленного и сельскохозяйственного производства. С учетом этого пред- ставляются реальными данные официальных прогнозных оценок роста на уровне 8-9% в 2007 г. Однако будет необходимо уделить соответствующее внимание вопросу сохранения возможности получения доступных энергоресурсов и использования сектора нефтепереработ- ки в качестве ключевого фактора экономического роста.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf