Углубленный обзор политики Болгарии в области энергоэффективности

Информация, содержащаяся в настоящей работе, получена из источников, которые считаются надёжными. Тем не менее, ни Секретариат Энергетической Хартии, ни её авторы не гарантируют точность или полноту информации, содержащейся в ней; ни Секретариат Энергетической Хартии, ни её авторы не несут ответственность за какие бы то ни было потери или ущерб, вытекающие из использования этой информации или из любых ошибок или упущений в ней. Настоящая работа публикуется при том понимании, что Секретариат Энергетической Хартии и её авторы предоставляют информацию, но не стремятся оказывать правовые или иные профессиональные услуги.

Договор к Энергетической Хартии был подписан в декабре 1994 года и вступил всилу в апреле 1998 года. Договор подписали или присоединились к нему пятьдесят одно государство. Договор был разработан на основе Европейской Энергетической Хартии 1991 года. В то время как этот последний документ представляет собой политическую декларацию намерения осуществлять сотрудничество между Востоком и Западом в сфере энергетики, Договор к Энергетической Хартии является имеющим юридическую силу многосторонним документом, охватывающим защиту инвестиций, либерализацию торговли, свободу транзита, разрешение споров и экологические аспекты в энергетическом секторе. Конференция по Энергетической Хартии, руководящий и принимающий решения орган Договора, собирается на регулярной основе - обычно два раза в год - для обсуждения политических вопросов, влияющих на сотрудничество между Востоком и Западом в сфере энергетики, обзора выполнения положений Договора и рассмотрения возможных новых документов и проектов по вопросам энергетики. Все государства, подписавшие Договор или присоединившиеся к нему, являются членами Конференции. Между сессиями Конференции проводятся регулярные заседания вспомогательных органов Конференции - групп по торговле и транзиту, инвестициям, а также по энергоэффективности и экологическим аспектам.

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам (ПЭЭСЭА)является имеющим юридическую силу документом, который был подписан одновременно с Договором к Энергетической Хартии в декабре 1994 года теми же пятьюдесятью одним государством, которые подписали сам Договор. Протокол требует, чтобы подписавшие его стороны формулировали стратегию и политические цели энергоэффективности, создавали соответствующие нормативные рамки, а также разрабатывали конкретные программы для поощрения эффективного использования энергии и сокращения наносящей экологический ущерб практики в энергетическом секторе.

Выполнение ПЭЭСЭА отслеживается и обсуждается Рабочей группой Энергетической Хартии по вопросам энергоэффективности и соответствующим экологическим аспектам. Ключевое направление деятельности Рабочей группы - разработка серии всесторонних обзоров стратегии и программ отдельных государств в области энергетической эффективности. Рекомендации официальным лицам соответствующих государств, являющиеся результатом этих всесторонних обзоров, направляются Конференции по Энергетической Хартии для обсуждения и одобрения.

Для получения дополнительной информации в отношении ПЭЭСЭА и серии углубленных обзоров обращайтесь, пожалуйста, в Секретариат Энергетической Хартии в Брюсселе к г-ну Джину МакГлинну (тел. +322 775 98 54 или электронная почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ) или к г-же Вале Пеевой (тел. +322 775 9853 или электронная почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ).

Исходная информация

Болгария ратифицировала Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (ПЭЭСЭА) в июле 1996 года. В рамках выполнения своих обязательств, принятых в соответствии с ПЭЭСЭА, Болгария представила два регулярных обзора своей политики в области энергоэффективности – в июне 2001 года и в мае 2004 года. Настоящий углубленный обзор в рамках ПЭЭСЭА является вторым для страны; первый был завершен в 2001 году.

В последние годы для экономики Болгарии был характерен быстрый рост, несмотря на то, что этот рост начался позже, чем в других новых государствах- членах ЕС. Среднегодовой темп роста экономики в период 1998-2005 гг. составил 5,5%. Несмотря на такой впечатляющий рост, уровень подушевого дохода в Болгарии составил только 37% от среднего уровня стран ЕС-27 в 2007 году.

Болгария располагает значительными запасами лигнита в эквиваленте 80 лет при текущем уровне добычи. Болгария не имеет собственных запасов нефти, запасы природного газа ограничены, гидроэнергетический потенциал скромный. Предложение первичной энергии в Болгарии достаточно диверсифицировано, наибольшая доля приходится на твердое топливо, затем следуют нефть и атомная энергия, значительна доля природного газа. Уровень общего предложения первичной энергии снизился на 33% с 1990 года. Более 47% ресурсов первичной энергии, добываемой в Болгарии или импортируемой, теряется в процессе преобразования в электроэнергию и тепло. Генерирование электроэнергии в основном осуществляется с использованием угля и атомной энергии. Шесть атомных реакторов обеспечивали почти 40% от объема производства электроэнергии, но 4 из них были закрыты в соответствии с соглашением о вступлении в ЕС. Объем производства в секторе централизованного теплоснабжения (ЦТ) постоянно снижается. Лишь 54% производимого в Болгарии тепла обеспечивают станции когенерации, и этот уровень значительно ниже среднего по Европе.

Объем конечного энергопотребления в 2005 году был на 40% ниже, чем в 1990 году. Несмотря на такой сильный спад, экономика Болгарии по-прежнему характеризуется высоким уровнем потребления первичной энергии на единицу ВВП по сравнению со средними показателями по странам ОЭСР. Доли нефти и электроэнергии – самые большие в объеме потребления конечной энергии. Хотя уровень конечного энергопотребления в промышленности снизился на 60% с 1990 года под влиянием реструктуризации и модернизации болгарской экономики, на промышленность по- прежнему приходится наибольшая доля в объеме конечного энергопотребления (36%). Доля транспорта в объеме конечного потребления энергии − 30%, этот сектор отличается самыми высокими темпами роста энергопотребления в Болгарии. Доли ЖКХ и сектора услуг в объеме энергопотребления постоянно растут с 2000 года.

Энергетическая политика

Основная ответственность за вопросы энергетической политики возложена на Министерство экономики и энергетики. Национальная энергетическая стратегия, принятая Парламентом в 2002 году, закладывает основу для внедрения рыночных механизмов и реструктуризации сектора энергетики, включая повышение эффективности энергопотребления в Болгарии. В настоящее время осуществляется переработка Энергетической стратегии.

Основные положения по вопросам функционирования энергетического сектора содержатся в Законе «Об энергетике» 2003 года (с поправками, внесенными в 2006 году и в марте 2008 года). Закон обеспечивает юридическое и операциональное разделение, а также разделение счетов компаний энергетического сектора и создание компаний, занимающихся производством, передачей, распределением и сбытом, как необходимое условие для повышения эффективности на основе либерализации, рыночной конкуренции и приватизации. Закон включает, среди прочего, спецификации в отношении счетов за теплоснабжение, ВИЭ и когенерации.

Государственная комиссия по регулированию энергетики и водопользования (ДКЕР) была создана в 1999 году для структуризации и регулирования рынков электроэнергии, природного газа и теплоэнергии. Рынки электроэнергии и природного газа были разделены, структурные подразделения приватизированы. Либерализован рынок электроэнергии, деятельность по приватизации значительно продвинулась. Другим важным участником является системный оператор энергосистемы (СОЭ ЕТД).

Цены на жидкое топливо и уголь устанавливаются рынком. Цены на электроэнергию, тепло и природный газ подлежат регулированию. Цены на электроэнергию составляют 35% − 50% (промышленность) от среднего уровня в ЕС, цены на газ − от 50% (жилищный сектор) до 60% от среднего уровня в ЕС.

Политика в области энергоэффективности

Организацией деятельности в области энергоэффективности занимается болгарское Министерство экономики и энергетики и Агентство по энергоэффективности. Агентство, созданное в 2002 году, является исполнительным органом. Мандат Агентства определен Законом «Об энергоэффективности». Роль Агентства по энергоэффективности с годами постоянно повышается, что подтверждается усилиями, направленными на адаптацию структуры Агентства для решения новых задач.

В последние годы приоритетом является процесс гармонизации нормативно-правовой основы Болгарии в области энергоэффективности с европейским законодательством. Закон «Об энергоэффективности» был принят Парламентом в феврале 2004 года. В связи с основными приоритетами, определенными в энергетической политике в Европе, в 2006 году и 2007 году были подготовлены некоторые поправки в Закон «Об энергоэффективности». Разработано вторичное законодательство для реализации Закона «Об энергоэффективности». Последние подготовленные постановления направлены в основном на реализацию правовых положений по вопросам сертификации зданий. Разрабатывается новый Закон «Об энергоэффективности».

Основные программные документы по вопросам реализации мер в области энергоэффективности в Болгарии следующие:

 

  • Национальная долгосрочная программа в области энергоэффективности на период 2005-2015 гг. и Национальная краткосрочная программа в области энергоэффективности на период 2005-2007 гг. были приняты в соответствии с Законом «Об энергоэффективности». В долгосрочной программе установлены цели по снижению первичной энергоемкости на 17% и конечной энергоемкости − на 8% к 2015 году.
  • Первый Национальный план действий в области энергоэффективности на период 2008-2010 гг. был принят Правительством в 2007 году. Цель по энергосбережению на 3 года - 209 тыс. т.н.э., в т.ч. по секторам: ЖКХ − 61 тыс. т.н.э. (29%), сектор услуг − 29 тыс. т.н.э. (14%), промышленность − 48 тыс. т.н.э. (23%), транспорт − 63 тыс. т.н.э. (30%) и сельское хозяйство − 8 тыс. т.н.э. (4%).

 

За последние годы в Болгарии было проведено большое количество мер по энергоэффективности под влиянием процесса вступления в ЕС и в связи с повышением внимания на общегосударственном уровне вопросам энергоэффективности.

Основные общие программы в области энергоэффективности зданий в жилищном секторе и секторе услуг − Национальная программа реновации многоквартирных зданий (2006-2020 гг.) и Национальная стратегия финансирования мероприятий по теплоизоляции зданий для повышения энергоэффективности (2006-2020 гг.). Кроме того, в Болгарии осуществлен ряд важных мер по повышению энергоэффективности зданий. Эти меры могут быть сгруппированы следующим образом: меры, связанные с процессом вступления в ЕС, меры поддержки совершенствования теплотехнических характеристик жилья, субсидии и фискальные меры.

Основной мерой по повышению энергоэффективности в промышленном секторе и секторе услуг является внедрение энергетического управления с основным упором на вопросы эффективности и проведение аудита и финансовая поддержка для энергетического управления. Ряд специальных мер был разработан специально в отношении энергетического управления в муниципалитетах.

В секторе транспорта в дополнение к Национальной краткосрочной программе повышения энергоэффективности в секторе транспорта на период 2006-2008 гг. существуют две категории мер: обязательное инспектирование и ограничения скорости и меры налогообложения.

Источники финансирования деятельности в области энергоэффективности в Болгарии с годами существенным образом изменились при стимулировании и поддержке в рамках процесса вступления в ЕС. Притом, что ранее важную роль играли донорские программы, в последние годы основную роль стали играть собственные источники финансирования Болгарии, например средства государственного бюджета и, что наиболее важно, средства структурных и когезионных фондов ЕС. Болгария также разработала интересные схемы финансирования через государственно-частные партнерства такие, как болгарский Фонд энергоэффективности и специальные кредитные линии.

Юридически участие региональных и местных органов власти в осуществлении мер в сфере энергоэффективности было оформлено с принятием в 2002 году Закона «Об энергетике и энергоэффективности». Это, а также ряд программ и проектов, финансируемых на средства международных организаций, дало толчок нескольким местным инициативам в сфере энергоэффективности.

Учитывая тот факт, что многие из мер были лишь недавно введены в Болгарии, имеется сравнительно мало информации относительно их воздействия, что указывает на необходимость для Болгарии более тщательного мониторинга этих эффектов в последующие годы. Требования к мониторингу, изложенные в Директиве ЕС 2006/32/EC об энергоэффективности и энергетических услугах, должны быть полезными для разработки необходимых дальнейших инструментов мониторинга.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf