Интервью Председателя комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь Дубовика Л.А.

Структура теплоэнергетики в Республике.

Теплоснабжение от ТЭЦ и крупных котельных осуществляет концерн «Белэнерго». В его состав входят 6 областных крупных предприятий (Минскэнерго, Витебскэнерго, Гомельэнерго и др.), а также ряд вспомогательных организаций и производственных объединений.

 

Руководство городскими тепловыми сетями (без магистральных сетей от ТЭЦ) осуществляют мэрии городов и Министерство жилищно-коммунального хозяйства республики.

Разные ведомства также имеют свои котельные и тепловые сети, но постепенно, в течении пяти лет, в основном их передадут на баланс «Белэнерго» или Минжилкомхоза.

Функции Энергонадзора.

Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору - межведомственный республиканский орган. Четыре года назад он был выведен из состава Министерства топлива и энергетики и подчинен напрямую Совету министров Республики Беларусь.

Комитет стал тем единым государственным органом, который разрабатывает и согласовывает показатели энергоэффективности для всех ведомств, включая энергетику. При этом расчет показателей энергоэффективности осуществляется на единой методологической основе. Методология обеспечивает на действующих предприятиях оптимальный уровень хозяйствования с наименьшим расходом энергоресурсов.

Для вновь создаваемых предприятий и производств все проекты по показателям энергосбережения проходят экспертизу в организациях Министерства архитектуры и строительства, а по отдельным (крупным предприятиям) - согласовываются с Комитетом.

Решения по объектам теплоэнергетики, например, каким быть энергоснабжению: централизованным или децентрализованным, строить котельную или ТЭЦ, - согласовываются с Комитетом.

Придавая большое значение проектным решениям в области энергосбережения, мы заканчиваем создание собственного экспертного подразделения.

Примеры энергоэффективных проектов и решений.

  1. На Белорусском цементном заводе с «сухим» способом производства цемента разрабатывается проект замены существующих топок, где сжигается природный газ и впоследствии разбавляется по технологическим условиям до 500 ОС, на две газотурбинные установки по 16 МВт каждая, отходящие газы которых удовлетворяют технологическим требованиям производства, но при этом вырабатывается свыше240 млн. кВт. часов электроэнергии с удельным расходом топлива не более 160 г.у.т./кВт.ч.
  2. Мы в Республике пошли путем снижения температурного графика в тепловых сетях по сравнению с проектным. При этом за счет увеличения выработки электроэнергии на теплофикационном потоке на ТЭЦ, снижения теплопотерь в окружающую среду в магистральных и распределительных теплосетях при некотором увеличении затрат электроэнергии на перекачку теплоносителя, мы добиваемся заметной экономии топлива.

Необходимо отметить, что при сниженном графике температур сетевой воды определенная часть потребителей тепла (до 10%) может оказаться в дискомфортных условиях. Мы идем по пути внимательного изучения жалоб и для устранения их причин находим конкретные технические решения. Это, например, промывка систем отопления, переврезка стояков, термореновация стен и др., вплоть до ввода подкачивающих станций.

Для решения этих вопросов в каждом городе созданы межведомственные оперативные группы, а также республиканская оперативная группа, руководит которой мой заместитель, а в состав входят энергетики, представители жилищно-коммунального хозяйства и науки.

Республиканская группа имеет полномочия задавать максимальную температуру теплоносителя, и все ее держат. Если кто не держит, налагаются штрафные санкции. А дальше выявляются жалобы, они снимаются, на технические мероприятия по снятию жалоб мы даем деньги. У нас все меньше открытых форточек. Форточки не должны служить регулятором температуры.

Основные направления энергосбережения.

У нас две функции: одна контрольная, вторая - созидательная.

Мы стимулируем, даем деньги тем, кто эффективно работает. По решению Правительства тарифы на электроэнергию и тепло увеличены на 10%, из этих 10% - 2/3 (т.е. 6,6%) идет самим энергетикам на развитие, а 1/3 (3,3%) идет нам, Комитету и облисполкомам, на развитие энергосбережения. Под эти деньги создаются конкретные областные и республиканская программы.

Бюджетным и дотационным организациям средства выделяются безвозвратно, а субъектам хозяйствования - государственным предприятиям, частным фирмам - на возвратной основе. Иногда мы берем на себя оплату половины ставки банковских кредитов, т.е. облегчаем кредитные условия для предприятия, подписывая соответствующий договор. Тарифы на тепло у нас пока перекошены: для населения тепло стоит очень дешево - 10% от себестоимости и даже меньше, дотаций государства нет, а для промышленности стоит дорого. Вот первый стимул к экономии: промышленности не выгодно брать много дорогого тепла. Для населения выгодно брать много тепла, но тут появляется наша оперативная группа и снижает температуру. И энергетикам выгодно снижать температуру сетевой воды в подающей магистрали при таких тарифах в жилом секторе.

Второй подход - для предприятий, имеющих свои котельные. Для них мы, независимо от ведомственной подчиненности, согласовываем удельные нормы расхода топлива на выработку тепловой энергии. И эти нормы каждый год корректируются, как правило, в сторону понижения.

Мы можем оказывать сильное влияние на СНиП. Например, готовим указания, что все новое строительство в небольших городах должно осуществляться без ЦТП с индивидуальными тепловыми пунктами.

Мы сейчас готовим проект постановления Правительства о том, что все новое строительство тепловых сетей осуществляют только из предварительно изолированных труб.

Лицензирование мы осуществляем только на энергоаудиты. Большое внимание уделяем контролю за соблюдением закона об энергосбережении. Все, что строится, должно строиться эффективно, и не менее энергоэффективно эксплуатироваться.

Результаты энергосбережения.

В республике идет снижение потребления энергоресурсов. При росте ВВП на 4% за 6 месяцев этого года, по сравнению с соответствующим периодом 1999 г., потребление топлива снизилось на 2%. Практически все области справились с прогнозными показателями по экономии ТЭР. В Минске этот показатель составляет 12%, и в прошлом году 12%. Здесь работает опытная оперативная группа, и мы очень много экономим на теплоснабжении, не снижая, а часто увеличивая комфортность проживания.

Заметна экономия в Могилевской области, за счет внедрения автоматики и массовой ликвидации паровых тепловых сетей с переходом либо на местные источники, либо локальный обогрев в цехах газовыми горелками.

Но потенциал экономии остается еще очень большим.

Идеология развития теплоснабжения.

Во всех городах, прежде всего, где есть ТЭЦ, только централизованное теплоснабжение. Как исключение, в конкретных условиях на один-два дома могут появляться локальные котельные.

Гостиницы и больничные комплексы должны иметь локальные резервные котельные. Все крупные котельные, независимо от того, где они находятся, должны иметь турбины и стать ТЭЦ. В этом году мы переделываем 18 котельных, а всего будет 500. Пока мы ставим паровые турбины, а дальше будем ставить и газовые.

В двух областных центрах, Бресте и Витебске, где пока нет крупных ТЭЦ, планируется их создание.

Для нас совершенно очевидно, что ТЭЦ должны быть в основе энергетики Республики.

Наша точка зрения: теплоснабжение и его сердцевина - теплофикация, играли и играют, как в Белоруссии, так и в России, чрезвычайно важную роль. Одна из лучших электростанций, входящая в состав крупнейших электростанций мира, Лукомльская ГРЭС имеет коэффициент использования топлива 38% и в силу термодинамического цикла больше половины энергии не используется эффективно, а теряется в озере в форме низкопотенциального тепла. В то же время на ТЭЦ это тепло направляется потребителю и коэффициент использования топлива составляет минимум 60% и доходит до 85%.

Случилось так, что практически во всех республиках бывшего Советского Союза возникло перекрестное субсидирование теплоснабжения жилого сектора с промышленностью. В итоге величина перекрестного субсидирования, в частности в Белоруссии, такова, что стоимость тепловой энергии стала для некоторых предприятий неподъемной и они всеми силами ищут самостоятельные пути. Есть также такие, что отказываются от отопления и вентиляции. А где-то правдами и неправдами стараются соорудить собственные котельные. Плюс к этому мощнейшая западная реклама их котельных, в т.ч. крышных, часто в этих условиях достигает своей цели.

Раньше все преимущества комбинированной выработки тепла относились на электрическую энергию. Она была дешевой для всех потребителей электроэнергии. А потребители тепла получали его от ТЭЦ по цене тепла от плохой котельной.

Мы первые в СНГ изменили сложившуюся практику.

Завтрашний день теплоснабжения Белоруссии видится только через теплофикацию, в развитии которой надо сделать новый шаг.