Регуляторные механизмы продвижения «зеленой» энергии. Итальянский опыт

Для развития производства электроэнергии на базе возобновляемых источников и стимулирования экономии топлива Европарламентом были приняты решения, распространяющиеся на всю территорию Евросоюза. В январе 2008 г. опубликован план действий ЕС в области изменения климата. Сформированный в контексте Энергетической директивы план обязывает европейские страны на 20% сократить выбросы СО 2 и перейти на 20-процентное использование возобновляемых источников энергии до 2020 г. Помимо этого в каждой стране Евросоюза был разработан и внедрен ряд специальных программ по поддержке производства электроэнергии на основе ВИЭ. Принятые законы и подзаконные акты, касающиеся данной сферы, в разных государствах различны.

 

Несмотря на относительно не большой опыт применения ВИЭ, можно смело говорить о том, что одним из самых эффективных методов стимулирования оказался так называемый тариф на подключение («feed-in tariff»), широко распространенный в Европе.

На практике все инструменты по продвижению ВИЭ-технологий можно разделить на две основные группы: количественные и ценовые.

К привлечению количественных инструментов прибегли немногие страны (в том числе Италия на ранней стадии развития возобновляемой энергетики). Суть «количественной» методологии заключается в том, что государство вводит систему обязательного квотирования, устанавливая процентное соотношение поставляемой на рынок электроэнергии – традиционной и на базе ВИЭ. При этом, как правило, используется система «зеленых сертификатов», позволяющая учитывать объемы электроэнергии, произведенной с помощью ВИЭ. Поставщики должны приобрести соответствующий обязательствам объем или заплатить штраф. Разновидностью количественных механизмов является также система тендеров.

Широкое применение получили ценовые инструменты. Подавляющее большинство членов Евросоюза практикуют тарифы feed-in, которые представляют собой либо установленный тариф, независящий от сложившихся ценовых уровней оптового рынка либо надбавку к цене оптового рынка. Обычно подобные тарифы устанавливают регулирующие организации сроком на 10-20лет, гарантируя таким образом долгосрочную инвестиционную привлекательность проектов. К ценовым инструментам можно отнести и фискальные меры, например снижение ставки налога или даже освобождение от его уплаты. Налоговые стимулы обычно используются в качестве дополнения к основной схеме поддержки.

Ниже рассмотрен итальянский опыт продвижения ВИЭ.

Правительством Италии вначале 90-х годов была разработана и внедрена программа, получившая название «CIP6» (табл. 1), в целях увеличения установленной мощности ВИЭ-генераторов с 16 900 МВт в 2006 г. до 25 600 МВт в 2010-м.

Механизм «CIP6» имеет следующие характеристики:

Действует дифференцированная надбавка в зависимости от источника/технологии; расходы учитываются в тарифе конечного потребителя (введена специальная тарифная составляющая, которая указана отдельной строкой в платежном документе каждого клиента).

В таблице 2 приведена динамика производства в Италии электроэнергии на базе ВИЭ.

По действующему законодательству участники оптового рынка обязаны производить или приобретать квотированный объем электроэнергии, выработанной на новых мощностях с использованием ВИЭ (в 2006 г. – 3,05% от общего объема генерации). В связи с этим в Италии внедрена система«зеленых сертификатов», дающая возможность поставщикам и покупателям электро энергии выполнять соответствующие обязательства. «Зеленый сер-тификат» выдаетсяза 1МВт.ч;средняя цена сертификата, сложившаяся в 2003-2007 гг., оставила 0,101092 евро/кВт.ч(табл. З, рис. 1).

В настоящее время для развития производства электроэнергии на основе ВИЭ применяются и тарифы feed-in (табл. 4.).

Установленная мощность электростанций в Италии в2008 г. составила 97,1 ГВт2. В общей структуре генерации 53% приходится на газовые станции, 16% – на угольные, 15% – на гидро- и оставшиеся 21% – наВИЭ (рис. 2).

На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что централизованная поддержка энергопроизводства с использованием ВИЭ в Италии позволяет планомерно увеличивать долю альтернативных и нетрадиционных источников энергии в соответствии с поставленными в Европейском союзе экономическими и экологическими целями.