Применимые торговые положения Договора к Энергетической Хартии

Торговый режим Договора к Энергетической Хартии (ДЭХ), который регулирует торговлю с Договаривающимися Сторонами ДЭХ, не являющимися членами ВТО, и между ними, основан на правилах системы ГАТТ/ВТО. При работе над ДЭХ между 1991 и 1994 гг. участники переговоров должны были основываться на существовавшем тогда Генеральном соглашении по тарифам и торговле - ГАТТ 1947 года - и связанных с ним документах (например, Соглашениях токийского раунда). Результатом переговоров по ДЭХ явился текст, который включал применимые положения ГАТТ 1947 года и Соглашений токийского раунда путем простой прямой отсылки. Основным правилом было то, что все положения ГАТТ применимы по ДЭХ, а в отдельном приложении (Приложении G) перечислялись все те положения ГАТТ, которые были либо исключены из этого охвата, либо изменены для целей ДЭХ

 

После завершения уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проводившегося под эгидой ГАТТ, в рамках Конференции по Энергетической Хартии начались переговоры с целью обновления торговых положений ДЭХ для учета новых положений, содержащихся в марракешском соглашении об учреждении Всемирной торговой организации и приложениях к нему. Результатом этих переговоров в апреле 1998 года явилась “Поправка к связанным с торговлей положениям Договора к Энергетической Хартии” - так называемая “Торговая Поправка” (ТП). ТП заменила применимые положения ГАТТ 1947 года и связанных с ним документов применимыми положениями ВТО. Способ, использованный в ТП для включения положений ВТО, был таким же, как в ДЭХ: все положения ВТО были объявлены применимыми согласно пункту (2)(а) Статьи 29, за исключением тех, которые были исключены или модифицированы на основании Приложения W. В дополнение, ТП распространила правила ДЭХ на торговлю связанным с энергетикой оборудованием.

Техника “негативного перечня”, использованная для инкорпорирования или модифицирования огромного числа положений ВТО, требовала одновременного чтения Приложения W к ДЭХ и различных соглашений ВТО, что затрудняло выявление применимых торговых положений ДЭХ. Поэтому Конференция по Энергетической Хартии поручила Секретариату подготовить документ, в котором воспроизводился бы текст применимых положений ВТО и все торговые положения ДЭХ были бы консолидированы в едином документе. Таким образом, была бы обеспечена бо о о о ольшая прозрачность для специалистов по торговой политике, экспертов в области энергетики и юристов. Настоящая публикация - результат работы, проделанной в конце 1998 года по поручению Конференции по Энергетической Хартии. Она была первоначально представлена Конференции по Энергетической Хартии в качестве “Документа в целях транспарентности” 3-4 декабря 1998 года.

Данный документ следует подходу “позитивного перечня”. Для удобства пользователя торговые положения ДЭХ с учетом поправки включены в Часть А настоящего документа. Часть В содержит применимые положения Соглашения по ВТО в их полноте, а также применимые положения ГАТТ 1947 года, которые были включены в ГАТТ 1994 года. Изменения, внесенные в оригинальные тексты ВТО, обозначены. Однако, настоящий документ не содержит ни решений и других имеющих отношение к делу документов по ГАТТ 1947 года, ни других документов, возникших вследствие ГАТТ 1994 года, ни решений и документов в соответствии с Соглашением по ВТО.

Кроме того, настоящий документ не направлен на предоставление всеобъемлющей информации о соответствующих праве и практике ВТО, которые применяются в соответствии с ДЭХ. Он направлен исключительно на содействие выявлению применимых основанных на ВТО торговых положений ДЭХ.

Ответственность за настоящую публикацию несет Секретариат Энергетической Хартии. Она служит транспарентности торговых положений ДЭХ, которые могут содержаться в различных правовых текстах, и более простому доступу к ним.

Пункт 2 настоящего Введения описывает основные элементы торговой системы ДЭХ.

Торговая система ДЭХ регулирует торговлю с Договаривающимися Сторонами ДЭХ, не являющимися членами ВТО, и между ними.

Торговля между Договаривающимися Сторонами ДЭХ, являющимися членами ВТО, регулируется не ДЭХ, а марракешским Соглашением об учреждении Всемирной торговой организации в силу их членства в ВТО. Ненанесение ущерба их правам и обязательствам по Соглашению по ВТО обеспечивается Статьей 4 ДЭХ.

Торговля между Договаривающимися Сторонами, хотя бы одна из которых не является членом ВТО, регулируется правилами ВТО, инкопорированными в ДЭХ на основании пункта (2)(а) Статьи 29. На них, однако, распространяются некоторые изъятия и изменения. Эти изъятия и изменения указаны частично в Приложении W ТП, частично в пункте (2)(b) Статьи 29 ДЭХ. Пункт (2)(b) Статьи 29 ДЭХ предусматривает потенциальное ограниченное по времени изъятие (до 1 декабря 1999 года) в отношении торговли между странами бывшего СССР в соответствии с определенными условиями, изложенными в Приложении ТFU. Приложение W состоит из двух частей. Приложение W(А) содержит перечень тех положений ВТО, которые не применяются в торговле, охватываемой пунктом (2)(а) Статьи 29. Приложение W(B) содержит изменения, касающиеся применимых правил ВТО, и предусматривает самые основные элементы системы выполнения.

Использование техники ссылок “негативного перечня” для инкорпорирования правил ВТО в режим ДЭХ подразумевает, что все положения ВТО, не исключенные в Приложении W(A), применяются в соответствии с Договором.

Основными общими изъятиями из правил ВТО/их модификациями являются следующие:

 

  • институциональные положения ВТО заменяются соответствующими ссылками на Конференцию по Энергетической Хартии и Секретариат Энергетической Хартии;
  • система разрешения споров ВТО (ДРС/DSU), которая не может быть использована для нечленов ВТО, заменена в Приложении D созданным на основе ДРС, однако менее тяжеловесным, механизмом разрешения споров на основе комиссий экспертов (не предусматривается постоянный апелляционный орган)
  • заключительные положения заменяются заключительными положениями ДЭХ по тому же предмету;
  • Соглашения с ограниченным кругом участников в соответствии с ВТО (не являющиеся обязательными для всех членов ВТО), такие как Соглашение по правительственным закупкам, не охватываются;
  • многосторонние Соглашения, не имеющие отношения к делу, не применяются (Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер и Соглашение по текстильным изделиям и одежде);
  • Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам не применяется. Вместо этого, содержание данного Соглашения отражено в Статье 5 ДЭХ и связано с разрешением споров в Приложении D и в Статье 26 (споры “инвестор- государство”);
  • исключены специальные положения в пользу развивающихся стран; возможность предоставления Общей системы преференций (ОСП/GSP), тем не менее, сохранена;
  • не включаются автоматически положения о связывании таможенных пошлин, по которым шли переговоры в рамках ВТО. Вместо этого, Конференция по Хартии уполномочена принимать решение о замене обязательства “максимально стремиться” не повышать таможенные пошлины и прочие сборы всякого рода в связи с экспортом или импортом на юридически закрепленные обязательства

 

Тем не менее, большинство существенных положений Многосторонних Соглашений ВТО по торговле товарами1 применимо ко всем участникам ДЭХ/Торговой Поправки. Два других основных стержня системы ВТО - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)2 и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)3 - не включены в число правил ВТО, применимых в соответствии с ДЭХ. Однако стоит отметить, что инвестиционный режим ДЭХ и определение “Хозяйственной деятельности в энергетическом секторе” включает и некоторые услуги4; было также провозглашено обязательство по обеспечению эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с самыми высокими международными стандартами.

В Приложении W(В) изложены условия и модификации в отношении применения правил ВТО в контексте ДЭХ. Оно содержит основные институциональные положения по выполнению; органами, принимающими на себя функции, возлагаемые Соглашением по ВТО на соответствующие органы, являются Конференция по Энергетической Хартии и Секретариат (пункты (8) и (9) Приложения W(В)). Оно заменяет ссылки ВТО, касающиеся даты вступления в силу и системы “списков уступок”/“связанных пошлин” соответствующими ссылками, касающимися сроков и обязательств по таможенным пошлинам и прочим сборам, присущим режиму Торговой Поправки (пункты (6) и (7) Приложения W(В)). В нем предусматриваются модификации Статьи II ГАТТ 1947 года6 и относящейся к ней Договоренности ВТО7 для удовлетворения особых потребностей режима ДЭХ в ограниченном охвате, связанном с энергетикой, и обязательства по ограничению таможенных пошлин и прочих сборов, а также для ведения Реестра тарифов (пункты (4) и (5) Приложения W(В)). Кроме того, предусматриваются правила инкорпорирования будущих изменений в рамках ВТО, обеспечивающие открытость ДЭХ для принятия новых толкований Соглашения по ВТО и поправок к нему (пункты (1) и (10) Приложения W(В)). Наконец, Приложение W(В) устанавливает правила обращения с просьбами о “вэйверах” (временных приостановлениях) в отношении обязательств по ДЭХ и предусматривает действительность “вэйверов” в отношении обязательств по ВТО в том, что касается Статьи 29 (пункты (2) и (3) Приложения W(В)).

Специальное требование об открытости, содержащееся в пункте (3) Статьи 29 ДЭХ, предусматривает уведомление о таможенных пошлинах и прочих сборах, применяемых в связи с импортом или экспортом энергетических материалов и продуктов или связанного с энергетикой оборудования.

Другие особенности торговой системы ДЭХ зафиксированы в Декларациях и Пониманиях, содержащихся в Заключительном Акте Международной Конференции и Решении Конференции по Энергетической Хартии в отношении Поправки к связанным с торговлей положениям Договора к Энергетической Хартии (Заключительном Акте/ЗА). Одним из таких случаев является, например, ограниченное изъятие, касающееся торговли ядерными материалами между двумя Договаривающимися Сторонами (пункт (4) Приложения W(А), Совместная Декларация Российской Федерации и Европейского Союза в ЗА).

В целом, бо о о о ольшая открытость правил, норм, мер и их применения, в том числе посредством обязательной публикации правил и системы уведомления, является ключевым элементом новой торговой структуры ДЭХ. Более последовательное применение принципа недискриминации (например, режим наиболее благоприятствуемой нации и национальный режим, изложенные в Статьях I и III ГАТТ и т.д.) и значительное количество более конкретных обязательств ДЭХ на основе ВТО обеспечат улучшенные условия для торговли.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf