Региональные рынки электроэнергии в странах ДЭХ

Преимущества либерализации энергетического рынка и необходимость дальнейшей интеграции региональных рынков в Европе и в других частях мира осознаются во все большей степени. Энергетическая Хартия поддерживала рост либерализации и интеграцию рынков, уделяя большое внимание в последнее время рынкам электроэнергии и газа в Евразии. В этом контексте Конференция по Энергетической Хартии поручила Секретариату изучить региональные рынки электроэнергии в рамках стран Хартии, уделяя основное внимание их структуре и существующим барьерам для межрегиональной торговли электроэнергией.

 

Настоящее исследование подготовлено в рамках выполнения этого поручения. Его цель - внести вклад в серьезную дискуссию о том, как можно наилучшим образом уменьшить или устранить барьеры в торговле электроэнергией, чтобы расширить энергетический обмен и, как следствие этого, стимулировать большую интеграцию рынков в Евразии. Эта работа была проведена в рамках Программ работы Секретариата на 2002 и 2003 годы. Свой вклад в нее внесли подробные обсуждения в Группе по торговле и комментарии государств-членов, Eureletric и Электроэнергетического совета СНГ.

Настоящее исследование состоит из двух частей. В первых пяти главах обсуждается структура рынков электроэнергии в странах Евразии, являющихся подписавшими сторонами Договора к Энергетической Хартии, существующие физические и экономические условия торговли электроэнергией, а также потенциал для будущей торговли на основе прогнозов спроса/предложения. В остальных главах рассматриваются те торговые и нормативные меры в этих странах, которые могут внести искажения в торговлю электроэнергией, и проводится оценка этих мер с точки зрения соответствующих положений ВТО/ДЭХ.

Настоящее исследование было подготовлено Директоратом по вопросам торговли и транзита Секретариата Энергетической Хартии, возглавляемым г-ном Лейфом Эрвиком. Основные авторы соответствующих частей - Януш Белецкий и Андраш Лакатош. Эндрю Эллис (ECON) и Фредерик Скутайзер (консультант Секретариата Энергетической Хартии) внесли существенный и ценный вклад в проведение исследования.

Настоящее исследование публикуется под моим руководством как Г енерального Секретаря и без ущерба для позиций Договаривающихся Сторон или их прав и обязательств по Договору к Энергетической Хартии и Соглашениям ВТО.

Д-р Рия Кемпер Генеральный Секретарь

В настоящем исследовании рассматривается нынешняя структура электроэнергетики в регионах, входящих в евразийскую зону действия Договора к Энергетической Хартии (ДЭХ), с акцентом на ныне осуществляемой торговле электроэнергией и возможностях ее развития. Основополагающая посылка заключается в наличии ряда выгод от установления более либерального режима торговли. В целом, к их числу относятся повышение надежности снабжения благодаря более диверсифицированной структуре поставок (как в географическом плане, так и по типам энергоносителей) и экономической эффективности ввиду положительного эффекта масштаба. Технические преимущества для электроэнергетики включают в себя более низкие потребности в резервных мощностях и сокращение пиковой нагрузки в объединенных системах, а также более широкие финансовые возможности для осуществления экологических мер.

В исследовании отмечается, что происходящая на данном этапе либерализация рынков электроэнергии еще не привела к существенному росту объемов межрегиональной торговли. Общий объем торговли электроэнергией между евразийскими регионами в зоне действия ДЭХ по-прежнему остается незначительным, составляя всего 2% от общих объемов выработки электроэнергии. Наибольшая часть торговли приходится на Западную Европу, импортирующую крупные объемы электроэнергии из Скандинавии, а также Центральной и Южной Европы. Эти регионы, в свою очередь, импортируют некоторое количество электроэнергии из России. Общая тенденция заключается в чистом перетоке электроэнергии с Востока на Запад.

В целом, объем торговли ограничивается не межсистемными связями. Из имеющейся мощности межсистемных связей между евразийскими регионами ДЭХ на уровне 63 гигавольт- ампер (ГВ.А) по данным на 2000 год в среднем использовалось менее 15 процентов. Из более чем тридцати семи всего семь загружены более чем на 30% всего времени. Межсистемные связи не используются либо по причине снижения спроса и отсутствия потребностей в импорте, либо ввиду сокращения импорта из-за проблем неплатежей в некоторых странах Содружества независимых государств (СНГ). Тем не менее, в некоторых районах именно межсистемные связи ограничивают объем обмена электроэнергией. В качестве примера можно привести связи между Францией и некоторыми из ее соседей (в особенности, Италией и Испанией) или между Россией и республиками Центральной Азии.

Отсутствие синхронизации между сетями и недостаточные возможности выхода на рынки в определенной степени также способствовали ограничению использования межсистемных связей. Вместе с тем, растет понимание существенных преимуществ от углубления интеграции систем. В результате наблюдается тенденция к восстановлению ранее существовавших или установлению новых синхронных режимов работы. Примерами этому являются создание в 1991 году Объединенной энергосистемы Центральной Азии, усилия стран Южной Европы, направленные на присоединение к Союзу по координации в области передачи электроэнергии (UCTE), и планы стран Балтии по созданию объединенной системы, именуемой «Балтийское кольцо».

В большинстве случаев торговля электроэнергией связана с наличием избытка генерирующих мощностей, суточными и сезонными колебаниями спроса или различиями в структуре затрат. Поэтому существующий крупный избыток генерирующих мощностей является одним из важнейших индикаторов возможного роста физической торговли электроэнергией. В настоящее время избыточные мощности имеются во всех регионах ДЭХ, причем более половины из них находится на территории европейской части России и в Западной Европе. Вместе с тем, прогнозы показывают, что данный избыток мощностей может исчезнуть в большинстве регионов ДЭХ к 2006-2008 годам при отсутствии значительных инвестиций в существующие и новые электростанции. Наиболее резкие изменения могут произойти в европейской части России, где вместо нынешнего избытка мощностей к 2005 году образуется дефицит. Это отражает тот факт, что у половины существующих мощностей тепловых электростанций в европейской части России срок службы уже превышен, и они должны быть модернизированы.

Ценовые различия способствуют развитию торговли, однако, как показывает исторический опыт, они не являлись основной движущей силой, способствующей обмену электроэнергией. Цены UCTE намного выше уровней, характерных для всех прочих регионов, а самые низкие цены - в Таких странах Центральной Азии, как Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан. Несмотря на то, что предприятия в странах с более низкими ценами имеют стимулы для выхода на рынки с более высоким уровнем цен, для такого выхода необходимы либерализованные и открытые рынки электроэнергии. Либерализация рынков и расширение интеграции сетей могли бы способствовать выравниванию цен между регионами в результате либо фактической торговли (в основном между Востоком и Западом), либо самой возможности ее осуществления. Сохраняющиеся различия в ценах между регионами отражали бы в основном издержки на транспортировку.

Вывод, который можно сделать из данного анализа, заключается в том, что в ближайшей и среднесрочной перспективе существует определенный потенциал для увеличения объемов торговли электроэнергией между евразийскими регионами ДЭХ. Имеющиеся мощности межсистемных связей в значительной мере недоиспользуются, и существует избыток производственных мощностей, который мог бы способствовать росту торговли электроэнергией. В более долгосрочной перспективе избыточные мощности могут постепенно сокращаться, создавая тем самым препятствия расширению торговых потоков. Вместе с тем, в ближайшие 15 лет и новые, и модернизированные электростанции, по всей вероятности, потребуют крупных капиталовложений. Создание надлежащего климата для таких будущих инвестиций будет сопряжено со значительными трудностями, однако в долгосрочной перспективе будет также содействовать торговле электроэнергией, в особенности, если оно будет сопровождаться лучшей интеграцией сетей.

Как показывает наш анализ, в той или иной форме барьеры на пути развития торговли электроэнергией (де-факто или де-юре) существуют практически во всех странах ДЭХ. Их число включает в себя барьеры как технико-экономического, так и нормативно-правового характера. Примерами технико-экономических барьеров являются неразвитость межсистемных связей, отсутствие совместимости систем и высокие потери при передаче электроэнергии на большие расстояния. К числу наиболее типичных барьеров нормативно- правового характера относятся следующие: монополии и эксклюзивные права, отсутствие открытого доступа к сетям, ограниченность выбора поставщика со стороны потребителей и явные ограничения на импорт (включая те, которые считаются направленными на охрану окружающей среды).

На рынках, характеризующихся наличием вертикальной интеграции коммунальных предприятий с эксклюзивными территориальными или функциональными правами, торговля электроэнергией является скорее вопросом, регулируемым решениями правительств или соответствующих руководителей, а не рыночными силами. Это является важным фактором, поскольку вертикальное разъединение монополий и обособление структуры собственности электроэнергетических операторов с открытым доступом к инвестициям и потребителям являются непременными условиями развития свободной торговли электроэнергией.

В странах, где либерализация внутреннего рынка электроэнергии происходит в настоящее время или уже завершена, в области торговли по-прежнему сохраняются меры или практика, ограничивающие торговлю электроэнергией. Они связаны в первую очередь с недостаточным разделением счетов или собственности. Такие меры затрагивают как импорт электроэнергии, так и реализацию электроэнергетических услуг и могут носить дискриминационный характер в отношении других стран.

Что касается доступа к сетям, то устранение государственных торговых ограничений является мерой необходимой, но все же недостаточной для обеспечения импорта, экспорта и транзита по территории третьих стран. Эффективный доступ электроэнергии к рынкам должен подкрепляться нормами, стимулирующими развитие конкуренции, которые обеспечивают недискриминационные и транспарентные условия доступа к сетям, включая транспарентные тарифы, основанные на издержках.

Для стимулирования будущей межрегиональной торговли электроэнергией потребуется устранить или сократить многочисленные существующие торговые и инвестиционные барьеры. В большой степени эта цель может быть достигнута просто за счет более строгого исполнения существующих международных норм и обязательств или же счет усилий отдельных стран ДЭХ по дальнейшей либерализации своей электроэнергетики, например, путем организационного разъединения существующих национальных коммунальных предприятий или установления независимого регулирования. Третья, наиболее сложная и трудная задача заключается в установлении и выполнении дополнительных норм в тех областях, которые в настоящее время не охвачены существующей совокупностью международно-правовых норм. Сюда относятся, в частности, нормы, регулирующие доступ третьих сторон, режим, предоставляемый иностранным компаниям на пред-инвестиционном этапе, и международно-принятые стандарты в области охраны окружающей среды.

С учетом значительной обеспокоенности общественности по поводу охраны окружающей среды и промышленной безопасности в связи с производством электроэнергии, особенно на атомных электростанциях, в исследовании, тем не менее, утверждается, что ограничение импорта по природоохранным соображениям нередко неэффективно в части решения объявленных экологических проблем. Кроме того, такие ограничения отнюдь не создают стимула для стран-экспортеров улучшать свою политику в области охраны окружающей среды.

Вместо применения торговых мер в природоохранных целях было бы более конструктивно решать проблему неблагоприятного воздействия производства электроэнергии на окружающую среду путем углубления сотрудничества в области охраны окружающей среды на региональном и общемировом уровнях. Интересам мирового сообщества отвечала бы разработка многосторонних соглашений по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха или установление целевых сроков модернизации атомных электростанций. Открывающиеся в результате этого возможности инвестирования средств в электроэнергетику стран с переходной экономикой могли бы способствовать повышению производственной безопасности их атомных электростанций, сокращению вредных выбросов за счет применения экологичных технологий использования угля и повышения термического КПД электростанций в целом.

Одновременная либерализация импорта электроэнергии и инвестиционного режима является ключевым элементом повышения эффективности охраны окружающей среды в странах с крупным экспортных потенциалом и потребностями в инвестициях. Это предполагает и предоставление транспарентного и недискриминационного режима иностранным инвесторам, как до начала, так и во время осуществления инвестиционных проектов. Более того, углубление интеграции региональных рынков и рост торговли между такими рынками способствуют сокращению инвестиционных рисков в области энергетики. Особо важное значение для этого сектора имеют риски, связанные с тарифами на электроэнергию и наличием потребителей, ввиду того, что инвестиции в электростанции, как правило, предполагают длительные периоды освоения, существенные финансовые обязательства и длительные сроки окупаемости.

В исследовании делается вывод о том, что принятие духа многосторонней торговой системы имеет далеко идущие последствия для методов либерализации торговли электроэнергией между Востоком и Западом. Любая будущая база торговли электроэнергией между договаривающимися сторонами ДЭХ должна создаваться и реализовываться в соответствии с принципами прозрачности, недискриминации и равного участия применительно к системе многосторонней торговли.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf