Обзор инвестиционного климата и структуры рынка в энергетическом секторе (Турция)

Информация, содержащаяся в настоящей работе, получена из источников, которые считаются надежными. Тем не менее, ни Секретариат Энергетической Хартии, ни её авторы не гарантируют точность или полноту информации, содержащейся в ней; ни Секретариат Энергетической Хартии, ни её авторы не несут ответственность за какие бы то ни было потери или ущерб, вытекающие из использования этой информации или из любых ошибок или упущений в ней. Настоящая работа публикуется при том понимании, что Секретариат Энергетической Хартии и её авторы предоставляют информацию, но не стремятся оказывать правовые или иные профессиональные услуги.

 

Рекомендации в отношении углублённого обзора инвестиционного климата и структуры рынка Республики Турция

Конференция по Хартии,

Заслушав сообщение Группы по инвестициям в отношении Углублённого обзора по инвестиционному климату и структуре рынка Республики Турция,

ОТМЕЧАЕТ,

1. что Республика Турция в последнее время осуществила программу глубоких реформ и создавала благоприятный инвестиционный климат, дополняемый высоким уровнем в отношении создания рынка в своем энергетическом секторе; и что совершенствование правовой базы для иностранных инвесторов содействовало повышению степени доверия со стороны инвесторов, а изменения в законодательной базе обеспечили создание адекватной нормативно-правовой основы для конкурентной структуры рынка в энергетическом секторе;

2. и в частности:

 

  • приветствует осуществление программы реформ в энергетическом секторе Республики Турция, который уже соответствует минимальным стандартам acquis communautaire ЕС в отношении реструктуризации и либерализации, во многих случаях даже превышая их,
  • с удовлетворением принимает к сведению, что в энергетическом секторе были сделаны серьезные шаги в направлении создания системы регулирования, менее подверженной политическому вмешательству, более транспарентной и направленной на реализацию мер, необходимых для создания и эффективного регулирования полностью конкурентного энергетического рынка,
  • высоко оценивает тот факт, что программы реформ обеспечили привлечение местных и иностранных инвесторов к осуществлению новых инвестиций, и отмечает, что Турция является одним из основных сторонников Афинского процесса, который привел к созданию энергетического сообщества в Юго- Восточной Европе;
  • призывает турецкие власти продолжать прилагать усилия для развития и эффективной реализации существующего законодательства, отмечая в то же время возможности для проведения дальнейших мер реформирования в сфере совершенствования корпоративного управления и бюрократических процедур, что позволит повысить степени доверия со стороны инвесторов;
  • с удовлетворением отмечает, что процесс приватизации в нефтяном секторе завершен и в настоящее время существует режим либерального рынка, а также что осуществляется амбициозная программа реструктуризации и приватизации в секторе электроэнергетики, а приватизация в секторе природного газа в отдельных сегментах уже осуществлена и продолжается; призывает органы власти страны стремиться к обеспечению того, чтобы задержки в приватизации сектора распределения электроэнергии не помешала эффективной реализации программы реформ, не подорвала доверие инвесторов и не помешала осуществлению требующихся новых частных инвестиций в рыночных условиях;
  • принимает к сведению важность географического положения Турции и её роль «моста» между Западом и Востоком в энергетическом секторе и в этой связи признает роль страны как «энергетического коридора» и торгового партнёра между энергетически богатыми странами и рынками, ссылаясь на уже действующие и разрабатываемые проекты, отмечая важность большей транспарентности и недискриминации в рамках таких проектов;
  • признает трудность задачи установления баланса между конкуренто- способностью и надежностью снабжения, а такжеи обеспечения приемлемого баланса предложения и спроса на возникающих национальных либерализованных и конкурентных рынках; приветствует усилия, направленные на решение потенциальных проблем с обеспечением баланса предложения и спроса на энергоносители, и оценивает стремление по реализации новых инвестиций в рамках нового либерального режима при одновременном стремлении к обеспечению надежности снабжения;
  • отмечает, что в рамках энергетической политики следует уделять особое внимание мерам со стороны спроса, и приветствует недавние законодательные усилия в этом контексте.

 

Основные выводы Секретариата

Инвестиционный климат

Турция считает прямые иностранные инвестиции (ПИИ) жизненно важными для экономического развития и процветания страны. В соответствии с этим Турция создала либеральный правовой режим для ПИИ, для совершенствования которого были предприняты дальнейшие шаги. Недавно был принят новый Закон «О прямых иностранных инвестициях». Новый Закон гарантирует иностранным инвесторам национальный режим и полные права инвестора. Все компании, созданные с участием иностранного капитала и в соответствии с правилами Коммерческого кодекса Турции (существующие и вновь созданные), рассматриваются как турецкие компании. К таким компаниям применяется равный режим в отношении прав и обязанностей (включая национальный режим, гарантии против экспроприации без компенсации, перевод прибылей, доступ к недвижимости и привлечению иностранных специалистов и международный арбитраж или любые иные методы разрешения споров).

Специальные начальные условия для иностранных компаний были отменены и в настоящее время требования являются теми же, что и для сопоставимых местных компаний. Нет требования в отношении минимального размера капитала. Более не является обязательным вклад минимум 50 000 долларов акционерного капитала. Любая форма компании, включённая в Коммерческий кодекс Турции, является приемлемой Более не является обязательным создавать либо компанию с ограниченной ответственностью, либо акционерную компанию. Области, открытые для турецкого частного сектора, в целом являются открытыми и для иностранного участия и инвестиций. Законодательство Турции гарантирует свободу перевода прибылей, сборов и роялти и репатриацию капитала. Нет трудностей с получением иностранной валюты и нет ограничений в этой сфере.

Помимо принятия более благоприятного для инвесторов нового Закона «О прямых иностранных инвестициях», Правительство Турции учредило Координационный комитет по улучшению инвестиционного климата (YOIKK). В состав Комитета включены представители высокого уровня от соответствующих министерств, частного сектора и неправительственных организаций для содействия в деле устранения остающихся бюрократических барьеров на пути инвестиций. Правительство Турции также создало хорошо финансируемое Агентство по содействию инвестициям для целей осуществления долгосрочной стратегии по содействию инвестициям в Турции.

Турция создала Консультационный совет по инвестициям с целью обеспечения возможностей совместного обсуждения представителями крупных отраслей промышленности и высших государственных органов Турции вопросов прямых иностранных инвестиций. Целью Совета является устранение препятствий и содействие сотрудничеству и взаимопониманию между инвесторами и местной бюрократией.

Многие из недавних поправок, внесённых в законодательство, направлены на гармонизацию законодательства Турции с законодательством ЕС в контексте будущего вступления Турции в ЕС. По некоторым аспектам законодательство Турции уже превышает минимальные требования acquis.

На основе краткого обзора последних реформ в области шагов по улучшению инвестиционного климата среди прочего можно выделить следующие:

 

  • была принята программа реформ политики налогообложения с целью создания более простого и стабильного режима налогообложения, более соответствующего нормам ЕС;
  • в Турции было усилено корпоративное управление компаниями для повышения их конкурентоспособности в мире и обеспечения связи между местными и иностранными фирмами;
  • последовательное снижение административных и бюрократических барьеров для инвестиций, включая упорядочение процедур выдачи разрешений;
  • повышение эффективности и ускорение темпов судебных процедур;
  • ускорение реформы системы социального страхования;
  • защита прав интеллектуальной собственности стала более эффективной.

 

В соответствии со своей политикой либерализации Турция проводит масштабную программу приватизации. Пик приватизации был достигнут в 2005 г. – 8,2 млрд. долл. Поощряется участие иностранных инвесторов в приватизации. Число ограничений невелико, что было отмечено в «Синей книге».

Однако все инвесторы независимо от их национальности всё ещё испытывают ряд проблем. Среди этих проблем: чрезмерные бюрократические преграды, слабая судебная система, высокие непоследовательно взимаемые налоги, слабое корпоративное управление, иногда непредсказуемые решения, принимаемые на муниципальном уровне, и частые, иногда неясные изменения в нормативно-правовой базе. Исторически отрицательно на притоке инвестиций сказывался высокий уровень инфляции, политическая и макроэкономическая неопределённость.

В рамках своей программы дальнейшего улучшения инвестиционного климата Правительство рассматривает программу действий, которая включает разнообразные меры, такие как продолжение приватизации и либерализации для повышения уровня конкуренции, повышение уровня образования и обучения, НИОКР, совершенствование инфраструктуры и проч. Следует отметить намерение Правительства ускорить процесс сокращения административных барьеров, включая требования к лицензированию, процесс одобрения НИОКР, ограниченный доступ к земле и ограничения на импорт; повышение эффективности юридических процедур; повышение эффективности и гибкости рынка труда. Особую важность имеет усиление корпоративного управления. Продолжится реформа системы социального обеспечения, развитие финансового рынка (включая повышение доступа к финансовым средствам), усилия по сокращению доли неформального сектора экономики.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf