Повторный доклад по инвестиционному климату и структуре рынка в энергетическом секторе (Украина)

Основные выводы секретариата

Нормативно-правовая база

В течение последних лет Украина принимает новое законодательство, нормативные акты и процедуры с целью улучшения инвестиционного климата в своей экономике в целом и в энергетическом секторе, в частности. В число основных новых законов и нормативных актов входят:

 

  • Новый Гражданский кодекс Украины (действующий с 1 января 2004 года) впервые ввел иерархию законов и нормативных актов, действующих в сфере гражданских отношений. В соответствии с Кодексом, высший приоритет имеют международные соглашения наряду с Конституцией страны.
  • В соответствии с новым Гражданским кодексом, законом внесены поправки в определенные законодательные акты и, в частности, аннулированы полномочия руководителя налогового органа на применение ареста активов в виде остановки операций на счете налогоплательщика. В настоящее время такой арест активов может осуществляться исключительно по решению суда. Тем не менее, была сохранена функция налогового органа на арест активов налогоплательщика (Закон № 2631-IV от 2 июня 2005 г.).
  • В качестве первого шага глубокого реформирования системы выдачи разрешений и с целью гармонизации торгово-промышленного права Украины с действующим европейским законодательством был принят закон о том, что в настоящее время получение разрешений на ведение бизнеса может осуществляться по принципу декларирования (Закон № 2806-IV от 6 сентября 2005 г.).
  • Были приняты законодательные меры, направленные на улучшение финансового положения предприятий ТЭК с целью предотвращения их банкротства и повышения привлекательности для инвестиций (Закон № 2711- IV «О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭК»).

Кроме того, в течение 2005 – начале 2006 гг. Правительство Украины приняло ряд новых нормативно-правовых актов и внесло существенные поправки в действующие акты, призванные содействовать взаимной защите инвестиций и расширению международного сотрудничества в сфере экономической деятельности [№ 2935-IV от 05.10.2005, № 3095-IV от 16.11.2005, № 3384-IV от 19.01.2006, № 3464-IV от 22.02.2006, № 3535-IV от 15.03.2006, № 3577-IV от 16.03.2006; Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» и ряд других].

В число важных законопроектов входит Проект Закона «Об акционерных обществах», поданный на рассмотрение в комитеты Верховной Рады. Целью этого законопроекта является разрешение противоречий и совершенствование правового регулирования акционерных обществ, а также совершенствование корпоративного управления.

Кроме того, для совершенствования механизма диверсификации активов институтов совместного инвестирования и внесения изменений, связанных с принятием Гражданского кодекса Украины, существуют планы по внесению поправок в Закон «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)». Надо надеяться, что этот закон будет способствовать увеличению поступления инвестиционных ресурсов в экономику Украины. Ожидается, что он будет принят и введен в действие в 2007 году.

Для работы с сообществом инвесторов восстановлен Консультативный совет по иностранным инвестициям в Украине и Указом Президента № 625 (от 11 апреля 2005 г.) создана соответствующая Экспертная комиссия. 19 июля 2005 года Президент Украины издал Указ № 1116 «О мероприятиях касательно улучшения инвестиционной и инновационной деятельности в Украине». Этим указом учрежден Национальный совет по инвестициям и инновациям. Затем Совет министров создал Центр содействия иностранному инвестированию и назначил членов его Наблюдательного совета (Распоряжение Правительства № 303 от 2 августа 2005 года).

По результатам заседаний Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украине в конце 2005 года Президент Украины издал указы № 1513 «О мероприятиях касательно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 28.10.2005 и № 300 «О плане первоочередных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности» от 10.04.2006 г. Данные документы предусматривают подготовку законопроекта для стимулирования инновационной деятельности и предложений, касающихся определения компенсационных механизмов для инвесторов в свободных экономических зонах, активизации концессионной деятельности, внедрения упрощенного порядка выделения земельных участков для реализации инвестиционных проектов и устранения препятствий осуществлению инвестиционной деятельности в целом.

Что касается изъятий из национального режима для инвесторов, то Украина сохраняет шесть уведомлений в перечне изъятий («Голубая книга»).

  • В настоящее время планируется постепенное ослабление серьезного ограничения в отношении землепользования. В частности, были внесены дополнения в Земельный кодекс Украины, допускающие предоставление права на владение землями несельскохозяйственного назначения совместным предприятиям с участием иностранных физических или юридических лиц. Еще одно позитивное изменение в этой области включает правила о продаже в обязательном порядке в 2006 году инвестору находящихся в его владении земельных участков, подлежащих приватизации. Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2006 год» также вносит изменения в статью 129 Земельного кодекса, регулируя вопросы продажи земельных участков государственной или коммунальной собственности иностранным государствам и иностранным юридическим лицам: теперь продажа этих земельных участков осуществляется государственными органами приватизации по поручению КМУ и по согласованию с Верховной Радой Украины. Ожидается, что эти поправки окажут позитивное воздействие на рынок недвижимости и обеспечат потенциальным инвесторам лучшие условия использования приватизированной собственности.
  • В сфере приватизации также произошли определенные изменения. В соответствии с «Положением о порядке проведения конкурсов по продаже пакетов акций акционерных обществ» урегулированы вопросы, касающиеся участия в конкурсах иностранных инвесторов. Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 11.05.2006 № 617 утратило силу постановление Кабинета Министров Украины от 30.07.1996 № 853 «Об утверждении Порядка осуществления иностранными субъектами предпринимательской деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории Украины без вывоза ее с таможенной территории Украины».
  • В отношении иностранных работников Совет министров внес изменения в пункт 7 «Порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине». В настоящее время возможна выдача разрешений на работу на несколько лет иностранным специалистам, принадлежащим к категории «внутрикорпоративных цессионариев» (руководящему составу, менеджерам и специалистам), и лицам, предоставляющим услуги без коммерческого присутствия в Украине, в отличие от разрешений сроком на один год, предоставляемых другим категориям работников.

В последние несколько лет в Украине меняются налоговое законодательстве и стимулы, содействующие улучшению инвестиционного климата в стране. В частности, с 1 января 2004 года действует новая (более низкая) ставка налога на прибыль в размере 25%. Снижение ставки налога на прибыль сопровождалось расширением налогооблагаемой базы.

Для сохранения инвестиционного потенциала государственных предприятий, в частности, в электроэнергетической отрасли, постановлениями Кабинета Министров Украины от 22.04.2003 № 557, 30.03.2004 № 405, 15.01.2005 № 50 часть прибыли/дохода предприятий энергетического сектора, применительно к которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов (ГП НАЭК «Энергоатом», ГП «Энергорынок», ГП НЭК «Укрэнерго»), направляемой ими на реализацию государственных отраслевых программ, обеспечение выполнения гарантийных обязательств правительства, достройку энергоблоков и повышение уровня их безопасности, освобождается от налогообложения. Еще один закон позволил предприятиям угольного сектора списать начисленные налоги в сумме около 112 млн. долларов США, срок давности по которым истек в 2003-2004 годах.

В основе нового Налогового кодекса Украины (в настоящее время находящегося на рассмотрении) является сочетание прямых и косвенных налогов. Он сократит количество налогов, что обеспечит повышение эффективности системы налогообложения в целом. С целью создания условий для развития инвестиционно- инновационной деятельности плательщик налогов будет иметь право уменьшить базу налогообложения на сумму средств, которые направляются им для реинвестирования. Кодекс предусматривает отнесение к плательщикам налога на прибыль юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины), а также постоянных представителей нерезидентов в Украине. Новый Налоговый кодекс учитывает рекомендации ЕС.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf