Воздействие либерализации рынка на политику и программы в области энергоэффективности

Развивающаяся либерализация и рыночные силы преобразуют мышление как энергетической отрасли, так и потребителей энергии. В этой новой среде энергия будет вырабатываться, продаваться и потребляться как другие товары. Конкуренция и новые стимулы оказывают глубокое влияние на политику в области энергетической эффективности как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Более низкие цены на энергию, которые являются целью всего процесса либерализации, могут стимулировать эффективность со стороны предложения, но могут одновременно быть основной угрозой для мер по энергетической эффективности со стороны предложения.

Цель данного доклада - выявить возможные последствия нового конкурентного климата для энергетической эффективности и понять, как политике и программам в области энергетической эффективности следует наилучшим образом адаптироваться к результатам либерализации. Цель доклада - помочь в первую очередь тем, кто отвечает за поощрение политики и мер в области энергетической эффективности со стороны спроса, будучи конечными потребителями или компаниями по снабжению, заинтересованными в инвестировании в программы Регулирования спроса. Его предназначение - способствовать диалогу и обмену опытом между странами - участницами процесса Энергетической Хартии. Также предполагаются, что выводы будут содействовать политическим дискуссиям в рамках форумов Международного Энергетического Агентства (МЭА) и развитию сотрудничества между специализирующимися в области энергетической эффективности органами Энергетической Хартии и МЭА.

Настоящее исследование финансировалось Министерством Нефти и Энергетики Норвегии, которое параллельно финансировало работу МЭА по изучению влияния переговоров в отношении изменения климата на энергетическую эффективность. Это исследование обсуждалось в Рабочей группе Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам, и свой вклад внесли многие делегации. Основной автор - г-н Кьел О. Кристиансен. Г-н Тудор Константинеску из Секретариата Энергетической Хартии обеспечил координацию среди делегатов при доработке этого доклада. Г-н Иохан Ветлесен из миссии Норвегии при ЕС, Председатель Рабочей группы МЭА по энергетической эффективности, внес свой вклад в разработку этого проекта и стимулировал его обсуждение в МЭА. Настоящее исследование публикуется под моим руководством как Генерального Секретаря Энергетической Хартии.

Рия Кемпер

Краткое изложение и выводы

Целью данного доклада является определение и анализ последствий либерализации электроэнергетического сектора на программы и политику в области энергетической эффективности. С точки зрения политики предмет энергетической эффективности охватывает широкий круг вопросов, таких как структура роста потребления, а также экономическая эффективность в дополнение к изменениям в области энергетической эффективности в физическом значении этого термина.

Данный доклад рассмотрит проблемы энергетической эффективности на всем протяжении энергетического цикла от производства и передачи до потребления. Основное внимание будет уделяться эффективности конечного потребления, поскольку в политике в области энергетической эффективности этому, как правило, уделяется основное внимание.

Опыты по либерализации электроэнергетики, упоминаемые в данном докладе, берут свое начало в основном в рыночной экономике стран Северной Европы и Северной Америки.Некоторые результаты и механизмы не могут быть немедленно применимы к энергетическим секторам стран бывшего восточного блока. Оценка применимости не является целью данного доклада.

Либерализация рынка

Несколько факторов подтолкнули правительства к пересмотру структуры электроэнергетического сектора. Централизованная система планирования в энергетике и монополизированные структуры снабжения не смогли обеспечить экономическую эффективность, присущую рынкам, основанным на конкуренции. Отсутствие выбора для потребителей в электроэнергетическом секторе противоречит общим тенденциям в обществе и не может получить политической поддержки в странах с рыночной экономикой.

Общая тенденция к расширению международной торговли и устранению торговых барьеров усиливает потребность обращения к либерализации энергетики. Кроме того, этому способствует тот факт, что значительная разница в региональных ценах поставила обрабатывающие отрасли промышленности в некоторых регионах в крайне неблагоприятное положение с точки зрения конкурентоспособности.

По мере того, как некоторые страны начали реструктуризацию электроэнергетики, проявились дальнейшие несоответствия в сфере конкурентоспособности. Это сделало широко распространенную либерализацию электроэнергетики политическим императивом и, в настоящее время, необратимым процессом.

Наиболее глубоким изменением и наиболее существенным движущим механизмом либерализации энергетических рынков является введение выбора потребителей с одновременным отказом от наделенных законным статусом и географических монополий. В целом, в результате конкуренции снизятся цены и затраты. Основной причиной такого результата является сочетание чрезмерных дорогостоящих монопольных структур и «избытка структурных мощностей», которое проявляется, когда многочисленные ранее ограниченные торговые области сливаются в единый рынок.

С макроэкономической точки зрения, преимущества либерализации в основном могут быть отнесены на счет улучшенного использования основных фондов (электростанций и энергосистем), ведущему к экономически правильным инвестиционным решениям и снижению потребления ресурсов в рамках общей системы, т.е. сокращению эксплуатационных расходов посредством реструктуризации и снижения затрат.

С точки зрения распределения доходов, вопрос в том, кто извлечет выгоду из создания стоимости, т.е. в распределении дохода между энергетической отраслью и потребителем. Введение конкуренции и возможности выбора для потребителей передаст стоимость от монопольных поставщиков потребителям посредством рыночного механизма, т.е. через сниженные цены для конечных потребителей. Более низкие цены неразрывно связаны с более высоким спросом, несмотря на кратковременную неэластичность спроса. Независимо от макроэкономического эффекта, потребители энергии обладают более сильной позицией на конкурентном рынке.

Цель либерализации энергетики - предложить сочетание преимуществ, включающих:

  • более эффективное использование ресурсов в производстве, передаче и распределении электроэнергии,
  • эффективное установление цен на электроэнергию, отражающее колебания/ тенденции спроса, затраты и наличие природных ресурсов,
  • повышенная конкурентоспособность зависимых от электроэнергии отраслей вследствие снижения цен для конечных потребителей - перераспределение национального дохода,
  • установление цен на электроэнергию на рыночной основе, что приведет к целесообразному ассортименту видов топлива и эффективной структуре энергетике (рыночная доля электроэнергии по сравнению с другими энергоносителями), и
  • промышленность, восприимчивая к экономическим сигналам, что заставляет сектор быстрее реагировать на использование налогов и инструментов для учета экологических затрат.
  • Настоящий доклад знакомит с основными чертами либерализованных рынков электроэнергии и обсуждает некоторые важные вопросы, определяющие успех либерализации.Однако такие недостатки, как власть монополий, узкие места в передаче электроэнергии и т.п., могут препятствовать эффективному функционированию рынков, а меры в области налогообложения - уменьшить выгоду потребителей и промышленности.

    Субсидирование групп потребителей в рыночных условиях продолжаться не может. Некоторые энергетические компании традиционно осуществляют перекрестное субсидирование групп потребителей, а некоторые правительства предлагают группам потребителей льготный режим, который невозможно сохранить. Возможно, для таких групп, как крупные промышленные потребители и некоторые группы домашних хозяйств, особенно в странах с переходной экономикой, либерализация необязательно означает сниженные цены на электроэнергию.

    Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ*.pdf