Протокол к энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам

Тенденции энергетической политики и политики в области энергоэффективности, инструменты и действующие лица

Сектор энергетики представляет собой стратегическую инфраструктуру национальной экономики, от которой зависит развитие страны в целом. Безопасное, надёжное и эффективное функционирование энергетического сектора имеет огромное значение для румынской экономики. Кроме того, энергетика предоставляет коммунальные услуги, имеющие важное социальное значение. Именно поэтому последовательная и экономически жизнеспособная стратегия развития энергетического сектора представляет собой фундаментальную предпосылку для достижения национальных целей устойчивого роста и искоренения бедности.

С учётом вышеизложенного энергетическая политика Румынии ориентирована на более активное использование коммерческих механизмов и создание более конкурентного климата, с тем чтобы формирование цен происходило в условиях свободной конкуренции между разнообразным множеством поставщиков и потребителей. Последним постепенно должна предоставляться свобода выбора поставщиков для закупки энергии. Помимо этого, необходимы прозрачные и стабильные рыночные механизмы, функционирующие под наблюдением независимых органов регулирования и операторов рынка. Развивая конкурентный внутренний энергетический рынок, Румыния соблюдает принципы энергетической политики Европейского Союза, направленные на создание единого европейского рынка. На долю подсекторов нефти и газа в Румынии приходится приблизительно 11% ВВП, в то время как внутренний спрос на уголь уменьшился с увеличением производительности гидроэлектростанций.

Румыния традиционно была нефтедобывающей страной, однако в последние десятилетия запасы нефти падали и Румыния превратилась в чистого импортера. Помимо добычи нефти и газа в Румынии важное значение играет также угледобывающая промышленность (антрацит, лигнит и бурый уголь). Электроэнергия вырабатывается в основном тепловыми электростанциями, гидроэлектростанциями и на Чернаводской АЭС. Основная доля в общем объёме производства энергии в стране в 2000 году приходилась на природный газ и нефть; далее – уголь, ВИЭ и отходы, атомная энергия и гидроэлектроэнергия.

Сектор энергетики находится в ведении Министерства экономики и торговли, которое разрабатывает политику и стратегию. За последние годы была проведена реструктуризация секторов электроэнергии и природного газа. Сектор электроэнергии включает отдельные компании, занимающиеся передачей энергии (Transelectrica), производством электроэнергии и централизованным производством тепла на тепловых электростанциях (Termoelectrica), производством гидроэлектроэнергии (Hydroelectrica), распределением и поставками электроэнергии (Electrica) и производством атомной электроэнергии (Nuclearelectrica). Цель политики Правительства – ликвидация государственной электроэнергетической монополии и создание конкурентного рынка путём приватизации (частично) секторов выработки и распределения энергии. Также было проведено разделение сектора природного газа на отдельные компании, занимающиеся разведкой, добычей и хранением природного газа (Romgaz), транспортировкой, транзитом и распределением (Transgaz) и распределением (Distrigaz Nord и Distrigaz Sud).

Примерно 30% всех зданий в Румынии получают тепло и горячую воду через системы централизованного теплоснабжения (ЦТ). В городских районах этот показатель составляет 58%. На долю ЦТ приходится приблизительно 31% общего объёма спроса на тепло и горячую воду в стране. В целом поставкой тепловой энергии занимаются 179 операторов сетей ЦТ. Разрабатываются различные проекты международного сотрудничества в целях реконструкции и модернизации сетей и тепловых электростанций. За последние четыре года 19 когенерационных установок были переведены из ведения компании Termoelectrica в ведение местных органов власти.

В энергетической политике Румынии основной акцент делается на соответствие критериям вступления в ЕС с целью развития национального энергетического рынка, интегрированного в европейский внутренний энергетический рынок. Эти принципы изложены в «Национальной среднесрочной стратегии развития энергетического сектора Румынии на 2001-2004 годы», утверждённой Правительством в июле 2001 года. Среди последних принятых документов в этой области можно назвать «Национальную стратегию развития энергетического сектора на 2004-2015 годы», утверждённую в 2004 году, «Национальную стратегию в области энергоэффективности на 2004-2015 годы», утверждённую в 2004 году, и «Национальную стратегию в области возобновляемых источников энергии», утверждённую в 2003 году.

Стратегия Правительства по достижению целей политики включает три направления действий: (i) решение финансовых вопросов сектора энергетики; (ii) начало процесса приватизации сначала в сфере распределения электроэнергии и природного газа и затем в сфере выработки электроэнергии; и (iii) обеспечение функционального и устойчивого развития в среднесрочной перспективе путём стимулирования новых инвестиций в энергетический сектор.

В рамках Национальной стратегии развития энергетического сектора предусматривается ежегодное сокращение энергоёмкости национальной экономики примерно на 3% в год. Стратегия определяет энергоэффективность как важную цель, в частности, в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Промышленность по-прежнему является крупнейшим конечным потребителем энергии (41,4%), за ней следует жилищный сектор (28,9%), транспорт (21,6%), сфера услуг (7,3%) и сельское хозяйство (0,8%) (по данным за 2004 год).

Закон № 199/2000 по вопросам эффективного использования энергии (с последующими поправками) определяет национальную политику, направленную на эффективное использование энергии, как составную часть энергетической политики государства на основе принципов конкурентного энергетического рынка, охраны окружающей среды и сотрудничества между потребителями, производителями, поставщиками энергии и государственными органами власти. Главная цель политики состоит в повышении эффективности использования энергии по всей цепочке, т.е. в области производства, преобразования, передачи, распределения и конечного потребления энергии. В соответствии с законом национальную политику по вопросам эффективного использования энергии должно разрабатывать Румынское агентство по вопросам энергосбережения (ARCE) от имени Министерства экономики и торговли.

Закон определяет обязательства потребителей энергии с годовым уровнем потребления свыше 1000 т.н.э. и муниципалитетов с численностью жителей свыше 20 000 человек в отношении разработки программ сохранения энергии. Потребители с объёмом потребления свыше 200 т.н.э. обязаны проходить энергетическую аудиторскую проверку каждые два года. Изменения в этот закон были внесены в соответствии с новым Законом 56/2006.

Политика и стратегия Правительства в вопросах энергоэффективности до настоящего времени уделяла основное внимание жилищному сектору и промышленности, в то время как в сфере услуг и на транспорте такая политики до сих пор не разработана.

В прошлом цены на энергоносители в Румынии были объектом субсидирования и перекрестного субсидирования. Субсидии всё ещё существуют в социально чувствительном секторе ЦТ и в угледобывающей промышленности. По информации, представленной Правительством, все перекрестные субсидии отменены. В секторе электроэнергетики прямые перекрестные субсидии между бытовыми и промышленными потребителями были отменены в 1999 году, а перекрестные субсидии между электроэнергетикой и тепловой энергетикой были отменены в 2000 году. В секторе природного газа, по данным Правительства, перекрестные субсидии между бытовыми и промышленными потребителями были отменены в 2000 году. Начиная с 2004 года субсидии в области тепловой энергетики снижаются на 33% в год, что будет продолжаться до 2007 года, когда они будут полностью устранены.

В секторах электроэнергии и газа регулируемые тарифы (в отношении видов деятельности с характеристиками естественных монополий и для потребителей, привязанных к определённой сети) применяются наряду с ценами, определяемыми механизмами конкурентного рынка. В обоих этих секторах существуют социальные тарифы для домохозяйств с низким уровнем дохода. В отношении систем централизованного теплоснабжения цены на тепловую энергию для конечных потребителей устанавливаются в соответствии с местными условиями на основе единых государственных тарифов. Единые государственные тарифы применяются также в отношении поставок электроэнергии потребителям, привязанным к определённой сети. Хотя цены на тепловую энергию в последние годы постепенно корректировались, для потребителей в жилищном секторе они всё ещё субсидируются. Домохозяйства платят чистую базовую цену, устанавливаемую решением Правительства. Разница, выплачиваемая компаниям централизованного теплоснабжения, покрывается из государственного и местного бюджетов.

Полный материал можно скачать по этой ссылке Документ.*pdf