Цель «пилота» – серия

Строительство энергоэффективных домов с участием государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – одно из наиболее значимых направлений в своей области. Актуальность подобных программ объясняется тем, что жилищный Сектор потребляет более 25 % энергоресурсов в общем объеме энергопотребления в стране. и эта цифра, скорее всего, будет расти.

Руслан Баратов, заместитель директора Экспертно-аналитического департамента, Фонд содействия реформированию ЖКХ

Самый крупный источник

Федеральный закон № 261-ФЗ, как известно, принимался в расчете снижения к 2020 г. энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 г.. Дать оценку возможности выполнения этих планов сложно, учитывая тот факт, что большая часть многоквартирных домов в Российской Федерации характеризуется малоэффективным ресурсопотреблением: энергии в них сегодня потребляется в среднем в полторадва раза больше, чем в государствах с похожим климатом.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является самым крупным источником финансирования проектов в сфере улучшения технических характеристик существующего жилищного фонда и ликвидации аварийного жилья. По состоянию на 12 декабря 2011 г. в программах фонда участвует 81 субъект Российской Федерации (98 %). Общий объем осваивае- мых средств – 359,1 млрд руб. (из них Фонд – 284,8 млрд руб., софинансирование субъектов РФ – 74,3 млрд руб.).

С учетом потенциала фонда в вопросе реализации задач, для решения которых был принят Федеральный закон № 261-ФЗ, государственная корпорация с 2010 г. приступила к финансированию пилотных проектов по строительству энергоэффективных домов в целях переселения в них граждан из аварийного жилищного фонда. В рамках реализации пилотных проектов при строительстве каждого энергоэффективного дома специалистами закладывались расчеты по сроку оку-паемости разницы в себестоимости строительства такого дома по сравнению с обычными домами. При этом в расчет брали технологии, которые были внедрены в каждом конкретном доме.

Необходимо обратить особое внимание на то, что эти дома возводились в рамках пилотных проектов. Это означает, что строительство велось с расчетом на то, что жители, проживающие в них, платя по факту существенно меньше, чем в обычных домах, сформируют некий положитель-ный информационный фон, что в дальнейшем позволит выйти на масштабное строительство энергоэффективных домов в субъектах РФ уже на коммерческих условиях. Ожидается, что это внесет существенный вклад в реализацию положений Федерального закона № 261-ФЗ. В связи с этим Фонд содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства боль-шое значение придает вопросу правильного подхода к эксплуатации построенных энергоэффективных домов. В рамках решения данной задачи фондом была проведена значительная работа по содействию субъектам РФ как в эффективной эксплуатации оборудования, примененного в энергоэффективных домах, так и в эффективном управлении этими домами в целом.

Также нельзя не отметить, что при строительстве энергоэффективных домов наблюдается высокая обратная эластичность себестоимости строительства, которая варьируется в зависимости от масштабов – чем больше таких домов строится, тем меньше их себестоимость (эффект масштаба). В наблюдаемом эффекте масштаба свою роль играют, в том числе, отечественные производители энергоэффективного оборудования, которые на сегодняшний день по многим позициям вынуждены выпускать ограниченное количество оборудования из-за локальности спроса.

В случае если резко возрастет количество строящихся энергоэффективных домов, отечественные производители в достаточно короткие сроки будут готовы перейти на массовый выпуск соответствующего оборудования, что приведет к существенному снижению их себестоимости и, соответ-ственно, их отпускной цены, считают специалисты фонда.

Тернии эффективности

Для усиления роли государственной корпорации в популяризации идеи строительства энергоэффективных домов с участием своих средств существует ряд препятствий, главным из которых является действующая система установления предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства».

Был издан соответствующий приказ Минрегиона России от 31 января 2011 г. № 28, который ориентирован на возведение домов или выкуп помещений в таких до- мах с классом энергетической эффективности не выше С. кроме того, приказ не учитывает неиз-бежного удорожания при строительстве домов с применением энергоэффективных технологий.

Фонд активно выступает с инициативой внесения соответствующих изменений в действующие нормативные акты в части определения стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения предельной стоимости, с применением к такой стоимости повышающих коэффициентов в зависимости от класса строящегося дома и применяемых в нем видов энергоэффективного оборудования.

Конечно, такие вопросы требуют тщательно проработки. так, в мае 2011 г. в рамках Всероссийского совещания, организованного фондом в липецке, был проведен круглый стол по вопросам эксплуатации энергоэффективных домов. На мероприятие были приглашены ответственные специалисты органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых строятся энергоэффективные дома с участием средств фонда.

На встрече был озвучен опыт управления и эксплуатации энергоэффективного дома, построенного в барнауле (о подробностях этого проекта и характерных проблемах, проявившихся в ходе его реализации, мы подробно рассказали в публикации «Чего не хватает проектировщику» в № 9, 2011 г. – Ред.). также был представлен отчет о подготовке материалов для ока- зания практической помощи в ор-ганизации эффективной эксплуатации энергоэффективных домов, который, в свою очередь был размещен на официальном сайте государственной корпорации.