Опыт стран Европы и Азии в энергосбережении

Обзор по материалам СМИ

Энергосбережение в Японии

Нефтяной кризис 1973 г., больно ударив по Японии, остро поставил вопрос о необходимости сбережения энергии. После 1973 г. энергосбережение стало одним из основных направлений энергетической политики японского государства. Предпринимаются усилия по снижению энергоемкости новых жилых домов. Принятые в 1980 г. нормативы энергосбережения для жилых и общественных зданий предусматривали сокращение на 40% потребления энергии на отопление и кондиционирования воздуха за счет изменений в конструкции зданий, которые позволяют лучше проветривать помещения в жаркий период и сохранять тепло в холодное время. А в 1997 г. было принято решение ужесточить нормативы энергосбережения еще на 20%. Строительные компании, соблюдающие эти нормы, стимулируются более выгодными условиями кредитования.

Тем не менее, не все в деле энергосбережения развивается гладко. Остаются две важные сферы, где расходы энергии продолжают увеличиваться, например, это бытовой сектор. Поэтому сегодня в Японии уделяется большое внимание обучению граждан способам сбережения энергии. Приведем два примера. Совет

потребительских организаций Осаки отобрал группу из 200 семей, которым были предложены 6 способов сбережения энергии. Среди них был отказ от пультов дистанционного управления электронной аппаратурой (аппаратура, находящаяся в положении «stand-by» продолжает потреблять электричество, хотя и в меньших масштабах), а также ежедневные добровольные выключения кондиционеров на 1 ч. в августе месяце, на который приходится пик потребления электричества.

Подсчеты показали, что входе эксперимента экономия составила 14,2% от обычно потребляемой электроэнергии. В ходе аналогичного эксперимента в токийском районе Сэтагая, охватившем 1500 семей, выяснилось, что большую экономию электроэнергии дал отказ от поддержания высокой температуры воды в электрочайниках в течение ночи с тем, чтобы сэкономить время для приготовления пищи утром перед уходом на работу.

С 1973 г., одновременно с разработкой мер по энергосбережению, в Японии начались активные работы по развитию гелиоэнергетики. Тогда 1 ватт выработанной солнечной батареей энергии обходился в 30 тыс. иен. К 2000 г. этот показатель удалось снизить до 140 иен. Такой уровень себестоимости делает целесообразным использование солнечных батарей в быту. Поданным на конец 1997 г. солнечные батареи были установлены на 8 тыс. жилых домов, причем правительство оплачивало треть стоимости установки батарей. К 2010 г. предполагается установить солнечные батареи на 1 млн жилых домов. Средняя площадь крыши типичного японского дома составляет 120 кв. м. Если половину этой площади покрыть солнечными батареями, то можно получить 6 тыс. кВт•ч энергии в год в каждом доме даже при том, что батареи имеют КПД только 10%. В пересчете на нефтепродукты - это 558 л нефти.

Проблема энергосбережения стоит в Японии очень остро, и объясняется это в первую очередь бедностью страны естественными энергоносителями, прежде всего нефтью. В настоящее время Япония вынуждена импортировать 80% необходимых ей энергоносителей.

В 1979 г. в Японии начал действовать закон об энергосбережении. Он касался крупных промышленных предприятий, на которые тогда приходилось 70% потреблявшейся энергии. Наряду с разработкой мер по сокращению потребления электроэнергии закон предписывал осуществлять рационализацию процесса сжигания топлива, сокращать потери тепла при транспортировке, сводить к минимуму неиспользуемые объемы энергии. Предприятия, не прилагавшие усилия в этом направлении, подвергались крупным штрафам. В 2003 г. этот закон был расширен. Теперь его действие распространяется и на других крупных потребителей энергии - большие офисные здания, универмаги, гостиницы и больницы.

Вот несколько примеров конкретного применения этого закона в жизнь. Завод по производству фотобумаги компании «Коника» в городе Одавара (префектура Ти-ба) за 10 последних лет на 40% поднял эффективность энергопользования. На заводе была повышена энергоэффективность котельной, а также налажено естественное охлаждение промышленной воды в зимний период, использование зимой естественного сухого воздуха в системе кондиционирования, расширено вторичное применение тепловых отходов на производстве.

Крупная токийская гостиница «АНА хотел Токио» установила у себя специальную энергосберегающую систему, разработанную компанией «Яматакэ». Эта система предусматривает установку во всех помещениях здания датчиков температуры и потребления электричества. Их данные анализируются компьютером, который на этой основе выбирает оптимальный режим температуры и расхода электроэнергии в помещениях гостиницы. В ресторанных залах действуют аппараты, которые автоматически очищают воздух в зависимости от концентрации углекислого газа. Эта энергосберегающая система позволяет администрации гостиницы экономить на электроэнергии до 80 млн иен в год (около 17,6 млн руб. - прим. ред.).

На острове Сикоку одна из местных компаний разработала экспериментальную систему электросбережения в частных домах. Она состоит из датчиков, устанавливаемых в комнатах дома, которые фиксируют расход электроэнергии. Система сама отключает свет в тех помещениях дома, в которых в данный момент никого нет. Режим работы кондиционеров воздуха может изменяться в соответствии с указаниями электрокомпании, связь с которой поддерживается с помощью мобильных телефонов. Подсчитано, что за год система позволяет сократить потребление электроэнергии в доме на 20%.

Подобные системы призваны помочь претворению в жизнь правительственных наметок по сокращению потребления электроэнергии бытовыми электроприборами, в том числе кондиционерами воздуха - на 63%, холодильниками - на 30% и т.д. Правительство Японии поставило цель довести к 2010 г. долю электроэнергии, получаемой из так называемых возобновляемых энергоресурсов, до 1,5% от общего объема производимой электроэнергии.

Энергосбережение в Германии

Постоянный рост цен на газ и другие энергоносители, а также зависимость Германии от стран-экспортеров, которая дала о себе знать и во время конфликта между Россией и Украиной, послужил поводом для нового витка дебатов о немецкой энергетической политике. Краеугольными темами дискуссии являются поддержание стабильности системы смешанного энергообеспечения, стимулирование внутригерманского производства энергии за счет использования угля и альтернативных источников энергии, а также регулирование и демонополизация немецкой газотранспортной системы.

Доля экспортируемых Германией энергоносителей составляет на сегодняшний день около 80%. Никакой другой энергоноситель не делает ее такой зависимой от иностранных экспортеров, как газ. Только 16% потребляемого газа добываются в Германии, оставшиеся 84% поставляются из Норвегии, Голландии и, прежде всего, России.

Дилемму энергетической безопасности Германия пытается решить путем энергосбережения и поддержания стабильной системы смешанного энергообеспечения. В том числе, государственными дотациями стимулируются экологичные альтернативные виды энергии и добыча бурого и каменного угля. Как один из вариантов рассматривается импорт сжиженного газа, поставки которого могут осуществляться в танкерах, минуя газопроводы. От возвращения к атомной энергетике ФРГ, тем не менее, отказывается. Конечно, отказаться от импорта газа, доля которого в энергопотреблении страны составляет по данным на 2004 г. 23%, или 101 млрд кубометров, в принципе невозможно. То же самое касается и импорта нефти.

При этом газ обходится конечному потребителю почти вдвое дороже, чем всего пять лет назад, и только за период с января 2004 г. по октябрь 2005 г. импортная цена на газ возросла приблизительно на 60%. Очевидно, что в долгосрочной перспективе цены на энергоносители будут расти и дальше. С начала 2006 г. вступила в действие директива «Энергетические характеристики зданий», положения которой нашли свое отражение в национальном законодательстве стран - членов Евросоюза. Согласно этой директиве, разработанной Европейским парламентом и Советом Евросоюза, общая энергоэффективность здания - это количество энергии, потребляемое им, помимо прочего, на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию, кондиционирование воздуха и освещение. Поскольку здания становятся энергетическими системами, очень важно наладить взаимодействие различных отраслей. Что касается Германии, то положения директивы ЕС введены в существующий национальный закон (нормы) EnEv, относящийся к энергосбережению.

Важно отметить, что внедрение энергосбережения в Германии финансируют банки и крупные корпорации, а не государство. Капитал DENA - Немецкое Энергетическое Агентство (Die Deutsche Energie-Agentur GmbH - DENA) -общество с ограниченной ответственностью - создано в 2000 г. в Берлине, являющееся федеральной структурой. Его учредителями являются государство ФРГ и финансовый институт - Кредитное ведомство восстановления и развития (KfW) - это право поровну делится между федеральным правительством и банковской группой KfW.

Германия является страной, которая наиболее активно использует современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии. Сегодня уже треть всей электроэнергии здесь получают от ветроустановок. Берлин намерен экономить на энергоносителях за счет альтернативных источников энергии. Все бассейны будут оснащены солнечными батареями. Частные инвесторы получат возможность разместить на крышах общественных зданий более 100 000 квадратных метров солнечных батарей и подавать полученную энергию в городскую сеть. С 2007 г. администрация Берлина сможет закупать для своих нужд лишь автомобили, потребляющие в городском цикле не более 6,5 л бензина на 100 км пробега. До 2011 г. граница допустимого расхода должна быть снижена до 5 литров. При приобретении компьютеров и других электронных приборов, административные учреждения Берлина должны будут останавливать свой выбор на продуктах, потребляющих наименьшее количество электричества.

Энергосбережение в Китае

Председатель Государственного комитета КНР по делам развития и реформ на Всекитайском рабочем совещании по экономии энергии отметил необходимость осуществлять строгий контроль при утверждении новых проектов, предполагающих высокие энергозатраты. По его словам, при санкционировании новых проектов принудительным «порогом» станут стандарты в отношении энергозатрат. На том же совещании заместитель председателя Госкомитета КНР по делам развития и реформ подписал с 30 администрациями провинциального уровня документ, предусматривающий на период 2006-2010 гг. ответственность провинциальных правительств за достижение целей энергосбережения. В документе указаны показатели в области энергосбережения, которые должны обеспечить различные районы и ведущие предприятия районов, в том числе и центральные предприятия.

В начале года китайское правительство наметило цель: в 2006 г. на 4% снизить энергозатраты на производство единицы ВВП. Однако в первом полугодии рост энергопотребления опережал рост ВВП. Энергозатраты на единицу ВВП не только не снизились, а, наоборот, увеличились. По последним данным Государственного статистического управления КНР, в 2006 г. энергозатраты на единицу ВВП в Китае снизились на 1,23% по сравнению с показателем предыдущего года.

По данным статистики, в минувшем году в стране энергозатраты на производство 10 тыс. юаней ВВП измерялись 1,21 т энергии в угольном эквиваленте. Это было первое снижение энергозатрат на производство единицы ВВП в Китае за период с 2003 г.

Согласно 11-му пятилетнему плану (2006 -2010 гг.) народнохозяйственного и социального развития, в 2010 г. энергозатраты на единицу ВВП должны снизиться на 20% по сравнению с показателем, зарегистрированным в конце 10-й «пятилетки».

Одной из важнейших причин невыполнения в 2006 г. задачи по энергосбережению является неудавшееся изменение модели экономического роста. В настоящее время рост китайской экономики стал возможным главным образом за счет развития промышленности, в которой доля тяжелой и химической отраслей с высокими энергозатратами оказалась достаточно большой. Таким образом, экономический рост в стране чрезмерно зависит от энергозатрат и расходования ресурсов.

А к 2010 г. в Китае должны быть созданы условия для введения налога на топливо. В период 11-й «пятилетки» правительство продолжит усилия по совершенствованию ныне действующей налоговой политики. Ожидается введение налоговых льгот в пользу экономии энергоресурсов.

Сочетание финансово-налоговой и промышленной политик, направленных на энергосбережение, должно способствовать улучшению структуры производства и повышению его уровня. При разработке нового закона о корпоративном подоходном налоге с учетом необходимости унификации налоговых обязательств отечественных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала, по мнению правительства, следует рассмотреть возможность заложить статью о применении энергосберегающего оборудования в качестве определенного условия для предоставления налоговых льгот.

При подготовке статьи использовались (в т.ч. с прямым цитированием) следующие источники: журнал «Япония сегодня» (www.japantoday.ru), берлинский портал (www.berlin-ru.net), УрФО. Строительство. ЖКХ(www.urfo-stroi.ru), газета «Жэньминь Жибао» on-line (russian.people.com.cn).

Журнал «Новости теплоснабжения» №3, 2007 г. , http://www.ntsn.ru