Словарь терминов
Алфавитный указатель:

Вторичные топливно-энергетические ресурсы (ВЭР)

- топливно-энергетические ресурсы, полученные как отходы или побочные продукты (сбросы и выбросы) производственного технологического процесса (например, нагретые отходящие газы технологических агрегатов, газы и жидкости систем охлаждения, отработанный водяной пар, сбросные воды, вентиляционные выбросы, тепло которых может быть полезно использовано), а также отходы, которые могут быть использованы как топливо – твердые отходы, жидкие сбросы и выбросы нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности (в частности, доменный газ, древесная пыль, биошламы, ТБО и т.п.)

Воздухообмен – это один из количественных параметров, характеризующих работу системы вентиляции воздуха в закрытых помещениях. Кроме того, воздухообменом также принято называть непосредственно процесс замещения воздушного объема во внутренних пространствах того или иного здания. Правильная организация воздухообмена в производственных и жилых помещениях - одна из главных целей проектирования и создания современных систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Количественное значение коэффициента воздухообмена для каждого конкретного помещения отражает тот объем приточного воздуха, который необходим для обеспечения нормального состояния воздушной среды, с целью комфортного функционирования присутствующих в нем людей и работающих приборов. Расчет кратности воздухообмена осуществляется на основе необходимого притока воздуха, достаточного для ассимиляции излишней влаги и тепловой энергии, содержащихся в атмосфере помещения. Для точного расчета необходимых воздухопритоков существуют рекомендованные государственными органами нормы воздухообмена.

Водородный топливный элемент - Водородные топливные элементы производят электроэнергию путем реакции кислорода воздуха и воды. Обычный двигатель внутреннего сгорания использует кислород и ископаемое топливо которое сжигается или окисляется, производя тепло и механическую энергию. Топливные элементы также используют окисление для производства электроэнергии. При питании от водорода побочным продуктом является тепло и вода. Водородный топливный элемент состоит из множества тонких плоских слоистых клеток каждая из которых производит электричество. Электричество производится при соединении водорода и кислорода которые подаются из воздуха в мембрану протонного обмена в стеке топливных элементов. Таким топливным элементом может быть произведено достаточно электроэнергии для питания электрических транспортных средств, приборов и другой техники. В настоящее время производится очень мало водородных топливных элементов для массового потребления, но несколько демонстрационных автомобилей ездят во многих странах Европы и Америки. Пассажирские автобусы и дальнемагистральные грузовые автомобили в основном используются для тестирования и демонстрации топливных элементов. В Японии разработан гибридный поезд, который использует дизельные двигатели для двух третей своей силы, а другая треть обеспечивается двумя электрическими двигателями на водородных топливных ячейках. В промышленности только начинаются разработки для тестирования таких транспортных средств, так что нет более точных данных о возможностях водородного топлива. Кроме того, слишком рано говорить и о стоимости первых транспортных средств на водороде. Из-за текущих технических и финансовых барьеров, а также необходимости постройки инфраструктуры для поддержки таких транспортных средств, такие разработки и внедрения могут занять от 10 до 20 лет, прежде чем водородные транспортные средства попадут в массовое производство. В наше время есть несколько водородных топливных станций, которые строятся в основном для демонстрационных и испытательных целей. Многое должно быть проверено и разработано до использования водородных топливных элементов в повседневной деятельности. Некоторые из проблем, с которыми сталкивается отрасль включают сокращение затрат на производство топливных элементов, повышение долговечности в экстремальных условиях, и повышения надежности в производстве энергии водородными топливными элементами.

Ветрогенератор - Ветряной генератор - это устройство, преобразовывающее кинетическую энергию ветра в электрическую.

Ветряные генераторы можно разделить условно на две категории: генераторы для частного и для промышленного использования. Отличаются они размерами, вырабатываемой мощностью, требованиям к скорости ветра. Так, генераторы для частного использования имею выходную мощность обычно от 300 до 20 000 Вт, чего достаточно для обеспечения электроэнергией не только отдельного дома, но даже нескольких домов или поселка.

Общей их чертой является отсутствие необходимости в каком-либо сырье, так же отсутствие отходов. В принципе, это косвенный способ извлекать энергию солнца, поскольку большие массы воздуха, имеющие разную температуру, и образуют известные нам циклоны и антициклоны, способствующие появлению ветра. Различные модели ветряных генераторов предназначены для работы в условиях слабых (до 3м/с) ветров - это в основном генераторы для частного использования, так и сильных продолжительных ветров - в основном ВЭС. Вырабатываемая мощность ветрогенераторов начинается от 300 Вт для маленьких ветряков и заканчивается 6 МВт для больших ветряных электростанций. Встречаются различные виды ветрогенераторов: с горизонтальной осью вращения и с ветрикальной осью. Первые известны достаточно давно и применяются повсеместно. Для работы таких ветряков требуется стабильный ветер от 4 м/с. Лопасти напоминают лопасти самолета, скорость их вращения значительна. Второй тип - генераторы с вертикальной осью появились относительно недавно. Таким устройствам не требуется такой сильный ветер - они способны работать и при более слабых потоках. Скорость вращения лопастей несколько ниже.

Типы ветряных электростанций

Мы выделили наиболее популярные мощности ветряных электростанций и немного расскажем о них.

300 Вт - это чаще всего переносные ветряные электростанции, установка которых не занимает много времени, а вырабатываемого электричества хватит, чтобы снабдить ноутбук, лампу, сотовый телефон питанием.

2 кВт- для установки не требуется бригады рабочих, устанавливается в одиночку. Такой генератор обеспечит дом небольших размеров электроэнергией.

5 кВт - такой источник энергии обеспечит электричеством дом большого размера, магазин или небольшое производство.

10 кВт - этого источника будет достаточно для обеспечения электроэнергией, например, придорожного кафе.

20 кВт – электроэнергии такого ветрогенератора хватит на несколько домов или целый поселок.

Ветрогенераторы большей мощности можно скорее называть ветряными электростанциями или ВЭС. Такие ветряки обеспечат электроэнергией не только поселок или маленький город, но и займут довольно внушительную площадь. Часто такие ветрогенераторы устанавливаются вдоль морского побережья, что дает возможность постоянно получать электроэнергию.

Водородная энергия - Водородную энергию предлагается использовать вместо бензина для автомобильных двигателей в виде жидкого водорода. Водород можно получать, разлагая воду электролитическим методом (кроме водорода получается еще и кислород). При сжигании водорода в двигателе он соединяется с кислородом атмосферного воздуха, и вновь образуется вода. Нигде не происходит никакого загрязнения среды, кроме узлов производства электроэнергии и ее передачи и преобразования.

Более подробное рассмотрение показывает, что при сжигании водорода в воздухе все же возникают токсичные окиси азота. Чтобы избежать загрязнения ими среды, вероятно, более правильным было бы заправлять автомобили также и кислородом. Тогда при сгорании в камерах, не доступных атмосферному воздуху, действительно возникла бы чистая вода. Конечно, автомобиль с двумя баками, в одном из которых водород, а в другом - кислород, является взрывоопасным. Особые свойства водорода (наилегчайший, имеющий наибольшую теплоту сгорания и др.) открывают заманчивые перспективы его применения для экологически чистого получения энергии. И только трудности его получения, хранения, эксплуатации сдерживают развитие водородной энергетики. Тем не менее "водородная проблема" привлекает сейчас большое внимание специалистов во всем мире по многим причинам: первая - водорода на Земле много, вторая - он как топливо эффективен и экологически безупречен, третья - водород позволяет аккумулировать большие запасы энергии, четвертая,- перекачка водорода к месту сжигания и получения энергии в 10-15 раз дешевле, чем транспортировка электричества.

Для торжества "водородной идеи" нужно большое количество водорода. Один из возможных путей получения такого количества водорода -электролиз за счет энергии ветра, морских волн и Солнца. Этот способ поможет избежать перегрева Земли, поскольку при сжигании водорода выделится энергия, которая все равно поступила бы на Землю, но была израсходована на получение водорода. Легкодоступные большие количества дешевого водорода и кислорода способствовали бы поискам и внедрению новых эффективных технологических процессов, в том числе и в деятельности, направленной на восстановление и улучшение окружающей среды. Например, можно было бы локально и в нужное время регулировать содержание кислорода в воздухе и водоемах.

Возобновляемая энергетика — развивающаяся отрасль энергетики, направление выработки и потребления энергии человечеством, основанное на использовании водорода в качестве средства для аккумулирования, транспортировки и потребления энергии людьми, транспортной инфраструктурой и различными производственными направлениями.

Водород выбран как наиболее распространенный элемент на поверхности земли и в космосе, теплота сгорания водорода наиболее высока, а продуктом сгорания в кислороде является вода (которая вновь вводится в оборот водородной энергетики).