В Санкт-Петербурге состоялась презентация первого российского экокатамарана

Уникальный катамаран, работающий на электродвигателях и солнечных батареях, был презентован на стрелке Васильевского острова 11 мая. Уже 19 мая судно отправится в масштабную экспедицию «Эковолна» от Балтики до Каспия. 

Экологическое судно было спроектировано и создано российскими инженерами в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» «Национального центра инженерных конкурсов и соревнований». Проект включен в дорожную карту Маринет Национальной технологической инициативы, объявленной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию в 2014 году. Большинство комплектующих на судне — российского производства: солнечные панели произведены компанией Hevel (Новочебоксарск), аккумуляторы — компанией «Лиотех» (Новосибирск), автоматика — «Валком» (Санкт-Петербург) Солнечные батареи разработаны в Физико-техническом институте имени Иоффе, и, по словам представителя Marinelab, являются лучшими в России, а также соответствуют мировому уровню.

Данный проект поспособствовал достижению сразу нескольких целей. Во-первых, создан уникальный высокотехнологичный водный транспорт, который уже в ближайшее время может быть запущен в массовое производство. Во-вторых, реализован научно-творческий потенциал молодых специалистов, задействованных в создании катамарана. В-третьих, большую ценность представляют научные данные, которые должны будут собрать участники экспедиции.

О том, как проект «Инженерные конкурсы и соревнования» может буквально изменить сознание россиян, рассказал Евгений Казанов – директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований»: «Пять лет назад мы начали проводить в России соревнования «Солнечная регата» и быстро поняли, что большая часть нашего консервативного населения не верит и не понимает, как много может дать использование солнечной энергии. Мы решили, что эта проблема должна быть решена за счет проведения большой научно-просветительской экспедиции. После того, как этот катамаран пройдет пять тысяч километров от Балтийского до Каспийского моря, многие поймут, что у судов, работающих на солнечной энергии, есть будущее».

Проект не был бы настолько успешен, если бы не поддержка федеральных и региональных властей. От властей Санкт-Петербурга на пресс-конференции присутствовала Директор Санкт-Петербургского государственного учреждения «Агентство внешнего транспорта», Ленинградская область была представлена Павлом Михайловичем Постоваловым – начальником управления по транспорту ЛО. Он заявил об особой заинтересованности региона в развитии этого проекта: «Именно сейчас правительство Ленинградской области прикладывает максимальные усилия для того, чтобы на Новоладожском канале, на реке Волхов было восстановлено судоходство. В прошлом году мы построили новый причал на Старой Ладоге. Надеемся, что в ходе экспедиции катамаран остановится именно на нем. Катамаран пройдет ещё через несколько городов Ленинградской области – мы будем рады встретить его экипаж и постараемся максимально широко осветить прибытие судна. Как можно больше людей должно узнать об этом проекте и поверить в экологически чистую энергию».

Суда на солнечной энергии или «солнечные лодки» широко используются по всему миру, об этом рассказал профессор Хартмут Гинноу Меркет, президент Берлин-Бранденбургской ассоциации солнечных лодок. «Создание и эксплуатация солнечных лодок – прекрасная возможность для молодых ученых по всему миру получить опыт взаимодействия с энергетическими технологиями будущего» — заявил партнер экспедиции из Германии.

За три месяца катамаран пройдёт по маршруту Санкт-Петербург – Великий Новгород – Москва – Астрахань, более чем в 40 городах по пути следования будут проведены пресс-конференции и образовательные встречи с местными студентами и школьниками. На борту будет присутствовать постоянный профессиональный экипаж, а также сменяющие друг друга в каждом порту ученые, экологи и партнеры экспедиции из ведущих университетов страны: МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, Института географии РАН. По результатам экспедиции будет составлена интерактивная экологическая карта России, а также презентовано исследование инфраструктуры портов и верфей по пути следования катамарана.

Владимир Валентинович Лаптев – вице-президент Российской академии образования считает, что «Эковолна» не только способствует решению проблем науки и экологии, но и является ещё одной ступенью на пути к общему процветанию страны: «На мой взгляд, эта экспедиция способна решить множество проблем. Мне ближе всего одна из них – это формирование человеческого капитала через те проекты, которые будут реализованы в рамках этой экспедиции. Среди её участников будет множество молодых учёных из крупнейших ВУЗов страны. За счет этого мы сделаем ещё один шаг на пути к формированию человеческого капитала, без которого невозможно любое экономическое развитие».

«Я очень благодарна за приглашение организаторам и вдохновителям этой экспедиции! В этой первой экспедиции МГИМО берет на себя важнейшую роль – провести проект под названием «Плавучий Университет Целей Устойчивого Развития». Семнадцать целей устойчивого развития – это относительно новая международная повестка, распространяемая по миру. Мы будем распространять эту повестку по водным путям нашей страны. Проведением проекта будет заниматься студент, аспирант или сотрудник МГИМО на протяжении всего пути следования экспедиции, Наталья Евгеньевна Рязанова – заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО.

Открытие экспедиции состоится 19 мая 2018 года в в Санкт-Петербургском речном яхт-клубе профсоюзов. Со всей дополнительной информацией можно ознакомиться на сайте экспедиции: www.ecovolna.ru

Источник